В Украине приняли закон, ужесточающий ответственность за жестокое обращение с животными. Во-первых, выросли штрафы, а во-вторых, убийство как бездомных, так и домашних животных теперь предусматривает уголовную ответственность. «Народная Правда» разбиралась, нужен ли такой закон в нашей стране.
Согласно закону, за избиение или стравливание животных (в том числе и бездомных), а также за половое сношение с ними, грозят штрафы от 3400 до 8500 гривен. Убийство может наказываться сроком от трех до пяти или восьми лет лишения свободы, если преступление было совершенно на глазах у ребенка или же повторно, группой лиц.
Но уже после принятия закона выяснилось, что в нем есть ряд юридических неточностей. Автор документа, народный депутат Андрей Немировский, заявил о переголосовании за законопроект – потому, что он был принят с нарушениями регламента. Он объяснил, что это был единственный приемлемый вариант, потому что если бы закон не подписал президент (что было вероятно из-за юридических ошибок), он бы вернулся на доработку в комитеты, а это заняло бы еще полгода. «Ни один из этих вариантов меня не устраивал», — заявил депутат у себя на Facebook.
Поэтому пока закон в действие не вступил. Мнения зоозащитников о его пользе разделились. Одни называют его «жизненно необходимым» и уверяют, что закон поможет снизить уровень жестокости к животным. Другие уверены, что ничего не поменяется – ведь доказать преступление, совершенное в отношении животного довольно сложно.
«Хорошо, что этот закон появился, но вряд ли что-то изменится. Закон влияет лишь на строгость приговора. А до него у нас практически никогда дело не доходит. Расследования фактов жестокого обращения с животными глохнут на стадии оформления протоколов, лабораторных исследований (нигде нельзя сделать экспертизу в случае отравления). Даже до следствия дело доходит редко. Обычно ответ такой: нет состава преступления или нет доказательств», — рассказала «Народной Правде» президент Киевского общества защиты животных и Всеукраинской ассоциации зоозащитных организаций Ася Серпинская.
По ее словам, для того, чтобы закон начал действовать на практике, нужно проделать большую работу. «Всех бездомных животных как минимум, нужно вакцинировать и стерилизовать, а домашних – регистрировать. К тому же, популяция бездомных животных, в основном, пополняется за счет выброшенных из частного сектора», — считает она.
Действительно, Украина пока не может претендовать на звание страны с хорошим отношением к животным. Согласно мировому индексу защиты животных, Украина имеет рейтинг E, который означает лишь «формальное признание чувств животных». То есть, формально наша страна лишь декларирует защиту четвероногих.
«Народная Правда» расспросила волонтеров и зоозащитников о том, насколько серьезной в нашей стране является проблема жестокого обращения с животными.
Анна Воробьева, 23 года, контент-менеджер:
Одно время я жила в Днепрорудном (Запорожская область), и там вообще ад для бездомных животных – их там очень много. Многие над ними издеваются, а нормальных людей, которые пусть не слишком переживают за собак и кошек, но хотя бы не обижают и не травят их — единицы.
Самые жуткие истории мне рассказала женщина, хозяйка двух обычных собачек-метисов с улицы. Она «сама себе волонтер» – ходит и кормит всех, кого может, изредка подлечивает и спасает от рук живодеров.
Она рассказала мне о мужчине в преклонном возрасте, который жестоко издевался над животными. Он живыми закапывал щенков в ямы. Женщина откапывала их, если успевала услышать писк из-под земли. Одна из ее собачек именно из такого «улова» – она откопала нескольких щенков в возрасте до месяца, но выжил только один, который и остался с ней жить.
Была дворовая собака, которую этот «мужчина» забил насмерть. Еще на его счету колбаса с ядом, выброшенная кошкам с балкона, десятки задушенных котят и щенков. На свои «рейды» он выходил чаще в ночное время. Говорили, что есть у него жена, вполне адекватная женщина. Она знает, что делает ее муж, знает, что он болен и «ждет его смерти, да вот он все живет и живет».
Они же жаловались, что ничего не могут с ним сделать. Существующий закон не позволяет привлечь его к настоящей ответственности, да они и не собирались обращаться в правоохранительные органы. В Днепрорудном убивают бездомных животных, в том числе и на глазах детей. Однажды на центральном проспекте города, водитель сбил щенка на глазах детей, шедших из школы. Он даже не пытался притормозить, хотя мог. Просто проехал по щенку, который перебегал дорогу. Такого ужаса я никогда не видела. Ветеринарная клиника была совсем рядом, животное можно было спасти, если бы не такое гнетущее равнодушие.
В этом городе защищали животных лишь их владельцы, а также неравнодушные женщины и мужчины, занимавшиеся обменом валюты на местном рынке. Учитывая их полулегальную деятельность, это было удивительно.
Я заметила, что чем выше культура всего населения города, и каждого отдельного человека, тем меньше случаев жестокого обращения. Я не вижу массовой травли животных, например, во дворе многоэтажного дома Днепра, хотя в больших городах, конечно, тоже бывают такие случаи. Я очень рада ужесточению ответственности за жестокое обращение с животными. Есть опыт многих развитых стран, где жесткое наказание за подобное деяние привело к формированию адекватного общества и уменьшению численности бездомных животных.
Евгения Лисовенко, 37 лет, копирайтер:
Я занимаюсь волонтерством с 2008 года. Сейчас моя задача – пристроить оказавшихся на улице животных или забранных из неблагоприятных условий. Забирали собак и посреди поля – охотник обнаружил. Они были запакованы в мешки из-под сахара, у них были разрезаны морды – а на улице зима, 30 градусов мороза. Одну собаку мы пристроили, другая до сих пор на передержке.
Есть девочки-волонтеры, которые забирают животных из бабушкиных квартир – тех бабушек, что собирают по 30 котов. Их же невозможно содержать нормально, да еще и на бабушкину пенсию. Естественно, они плодятся, рождаются котята-уроды.
Чем животное моложе и здоровее, тем легче ему найти хозяина. Но не все волонтеры могут предложить хороший корм и ветеринарное обслуживание. А чем выше стандарты, тем дольше собака сидит на передержке.
Если судить по Facebook, то отношение к животным меняется в лучшую сторону. Многие пишут, что стерилизуют своих животных, кормят их. Но я живу в Борисполе, и честно – как было это болотом, так и осталось. А если в села заезжать, то это просто кошмар для волонтеров. Чем дальше от цивилизации, тем все только хуже.
Татьяна Игнатенко, 33 года, менеджер:
Я люблю животных всех и давно. Волонтерством начала заниматься случайно – на работе подошла девочка и сказала, что у них во дворе щенки. Я поехала к ним и после увиденного сложно было остаться равнодушной. Жестокости очень много. Выбрасывают на улицу породистых животных, которые не могут жить в «диких» условиях. У меня дома есть сфинксы – это мои любимые животные. Зимой выбросили двух сфинксов (порода кошек. — НП) — а вы же понимаете, что они полностью голые – обмотанных скотчем и замотанных в пакет. Их нашли во дворе, врач ветеринарной клиники забрал котов к себе.
В Луцке забирали щенка-добермана – молодой парень постоянно его избивал. Щенок не мог ходить, у него отнялись задние лапы – его забрала девушка из Киева. А парню дедушка рассказывал, что собаку нужно воспитывать. Он решил, что воспитывать – значит, бить. Думали, что у щенка переломан хребет, но, слава Богу, обошлось. Моя знакомая в Кривом Роге забрала собаку с отрубленными лапами и отрезанными ушами. Она долго ее лечила, сейчас собака живет в семье.
В Кривом Роге вообще печальная ситуация с животными. Там, например, нашли щеночка, еще месячного, с отрезанными задними лапами и хвостом – его забрали за границу. Недавно был суд над человеком, который подвешивал на проволоку за шею кота и бил его шлангом. Все эти люди живут рядом с нами и, не видя всего этого, – никогда и не подумаешь, что они неадекватные.
Одна девушка забрала у меня щенка, а потом, когда он подрос, его привязали к батарее на кухне и никуда не пускали – потому, что щенок все грыз. Щенка я пристроила в другую семью, там рассказывают, что он уже вырос, но панически боится оставаться сам.
Я также забирала собаку, которая очень боялась маленьких детей. Многие волонтеры интересуются, когда пристраивают животных, есть ли в семье совсем маленькие дети. Потому, что им разрешают тягать животных за уши, лапы. Собака в ответ может укусить – и это нормально. Я, например, забирала сфинкса из семьи, где были маленькие дети – кошка была очень напугана, потому, что ее постоянно мучили. А родители на это смотрят нормально. Кошка отходила две недели, сейчас с ней уже все нормально.
Кристина, 20 лет, студентка:
Я спасаю и пристраиваю бездомных животных, иногда стерилизую их. Все началось с поездок в приюты, а потом у меня появились собственные подопечные.
Иногда попадаются безответственные люди, которым я отдавала животных, а потом они их выбрасывали. К счастью, я их потом находила и снова пристраивала. Люди берут животное, не задумываясь о том, что его нужно кормить и ухаживать за ним.
Я знаю, что на Западной Украине один мужчина отрезал собаке голову и ходил с ней по рынку – но, вроде бы, его осудили. Часто дети-малолетки издеваются над животными. Знаю случаи, когда щенков закрывали в мусорных баках и поджигали. Самое распространённое – это, конечно, травля животных, даже на уровне государства. Государству не выгодно стерилизовать животных, проще потравить. Я стараюсь бороться с этим.
У меня были котята, слепые на один глаз – повезло устроить их в шикарные условия. В Европе животных с физическими особенностями забирают в первую очередь. У нас пока все не так, но потихоньку ситуация меняется в лучшую сторону. Люди видят, что если животное без лапки или глаза, но это совсем не мешает ему жить – то, скорее всего, его заберут домой. Другое дело животные-инвалиды, которые нуждаются в дополнительном уходе. Вот на такую ответственность пока согласны единицы.
Юлиана Скибицкая