Проблемы безвиза: хроника одного путешествия в ЕС

Проблемы безвиза: хроника одного путешествия в ЕС
Автор Желізняк Олександр в Публикации/Социальная правда

Безвизовый режим с ЕС заработал 11 июня этого года и мгновенно облегчил миллионам людей путешествия в страны Шенгенского соглашения. Теперь не нужно тратить много времени в визовых центрах, стоять в очередях для получения разрешения на собеседование в консульстве, и т.д. С другой стороны, как мы выяснили, в безвизовом режиме есть много собственных проблем, в частности — он не получил подготовку инфраструктурно. И это проблема, поскольку Европейский союз все так же труднодоступный для простых украинцев.

Loading...

Несмотря на скепсис, благодаря безвизовым условиям, поток украинских туристов в страны Европейского Союза вырос за сезон на 4%, по данным ряда аналитиков и СМИ — и это в период кризиса. Зато никаких облегченных условий для попадания в страны Европейского Союза не возникло. И если вы задумали поездку в Евросоюз за «биометрическим безвизовым» — вам следует пройти по нашему пути. Корреспондент «Народной Правды» на себе почувствовал все сложности маршрута и провел тщательный анализ возможных путей доступа к ЕС.

Вариант №1. Лететь дорого, но быстро

Лететь в страны Евросоюза до сих пор — достаточно недешевое удовольствие. Традиционные авиалинии предлагают билеты по довольно высокими как для доходов среднего украинца ценам, которые вряд ли могут привлечь новых клиентов. Так, цены на билеты национального перевозчика — МАУ — продолжают оставаться довольно высокими. В Варшаву можно долететь больше, чем за 100 долларов в эконом-классе.

Проблемы безвиза: хроника одного путешествия в ЕС

 

В то же время европейские перевозчики, например, польский LOT, предлагают не намного ниже цены.

При этом традиционные для европейского пространства лоукосты, на которых цены могут достигать рекордно низких показателей на отдельных маршрутах (до 6-7 евро), в Украине из-за простых олигархов так и не прижились.

В частности, знаменитый Wizzair смог заработать только после того, как создал дочернюю отдельную компанию в Украине. Как следствие, цены на билеты украинской «Визз» выше на 50%, чем в европейской «матери». На самом деле, они все равно значительно ниже билетов чем в МАУ, но разница с европейскими лоукостерами весьма ощутима.
Ситуацию с воздушной блокадой Украины от цивилизованного мира должен решить популярный лоукостер Ryanair. Его приход на украинский рынок был анонсирован в марте 2017 года, тогда же началась продажа билетов.

Проблемы безвиза: хроника одного путешествия в ЕС

Лоукостер действительно предложил 8 направлений из Львова и 4 — с Киева, по весьма низким ценам — стоимость билета в один конец колебалась от 20 до 26 евро. Зато требования ирландцев пришлись не по вкусу лоббистам национального перевозчика МАУ. В частности, активно сопротивлялся аэропорт Борисполь, директор которого, Павел Рябикин, десять лет назад работал топ-менеджером в авиакомпании Игоря Коломойского. Под давлением правительства и Мининфраструктуры «Борисполь» таки подписал договор с МАУ, но почти сразу отказался выполнять пункты договора. Сразу же на Ryanair началась информационная атака ботов, а по телеканалу 1 + 1, который связан с Коломойским, начали крутить сюжеты о «проблемных посадках» самолетов компании, которые снимали европейские пассажиры изнутри воздушных судов.

Вследствие такой травли компания заявила о выходе с украинского рынка, вежливо вернув цены за билеты тем, кто их уже заказал. Автор статьи имел два билета — из Киева в Ейндховен (Нидерланды) и обратно. Было грустно получить назад свои 40 евро, понимая, что теперь придется либо заплатить больше, или на границе простоять дольше.

Зато чиновники после скандала взялись спасать ситуацию. Например, Владимир Гройсман заявил, что Ryanair сможет летать в … грузовой аэропорт «Гостомель», который даже не имеет подготовленного терминала.

Как бы там ни было, но прошло несколько месяцев, а действительно доступного авиаперевозчика украинцы так и не получили. Когда в воздухе начали циркулировать слухи о возвращении «ирландцев» в 2018 году, мы спросили компанию об их планах по Украине и  отличались ли требования Борисполя от требований други аэропортов.

Ответ нам от члена совета директоров компании Майкл О’Лири был весьма сухой и короткой:
«Мы готовы вернуться на украинский рынок, как только «Борисполь» начнет выполнять свои обязательства по договору. Никаких особых условий мы не выдвигаем», — сообщила его пресс-служба.

Выводы после прочтения такого комментария каждый может сделать сам. Но выглядит так, будто Райан не спешит возвращаться в Украину — ждут, пока Киев «созреет». Между тем украинцам приходится использовать другие пути

Вариант №2. Куда идет поезд?

Популярная идея о путешествии поездом — также не совсем актуальна. Главное преимущество «Интерсити» заключается в том, что поезд действительно меньше автомобильного транспорта стоит на границе.

С другой стороны, билеты на поезд, в плане стоимости, одинаковы с билетами на автобус или самолет — 2-й класс обойдется в 457 грн, первый — на 200 грн дороже.

Проблемы безвиза: хроника одного путешествия в ЕС

Но главный вопрос, с которым сталкиваются все — что делать в Пшемысль (бывший Перемышль)? Аэропорта в городе нет, а в Краков или Люблин, или Варшаву надо долго ехать автобусом — тоже не за малую цену. Неудобное расположение города приводит к проблемам с последующей поездкой.

Примерно та же история — с поездом Ковель-Хелм за 200 грн. Поезд является выразителем «малого пограничного движения», и везет в ближайшее пограничный польский городок. Как добираться дальше и куда — придется разбираться на месте.

Проблемы безвиза: хроника одного путешествия в ЕС

Еще интереснее история с регулярными поездами Киев-Варшава. Их особенность в том, что билеты на них на территории Украины нельзя приобрести онлайн. Придется идти в кассу и готовиться ехать сутки. Именно поэтому пока большинство путешествующих выбирают вариант №3.

Вариант №3. на колесах

Путешествие в ближайшее пограничья на автотранспорте — до сих пор весьма популярное средство среди украинцев.

Зато прежние проблемы, связанные с ним — остались нерешенные. «У нас как было не более 15 автомобильных КП на границе, из которых больше половины — на границе с Польшей, так и осталось. Ни одного не было достроено. Кроме того, в этом году не было конкретных планов достройки », — говорит нам источник в Мининфраструктуры. Это дает свои плоды. Про огромные очереди на границе и пробки из автомобилей, так называемые «кулейки», ходит много мемов, анекдотов, даже видео клипы снимают.

Зато беда остается бедой.

«Не стоит пробовать попасть в Польшу на автомобиле. Если речь идет о КП «Ягодин», наиболее популярный в Волынской области, вы потратите минимум 7-8 часов, иногда можно простоять до 16 часов. Если пробовать Шегини или Раву-Русскую, результат будет не сильно отличный. Зато недавно для автобусов с пассажирами сделали отдельную пропускную систему, благодаря чему на автобусе можно попасть в Польшу быстрее», — говорит волынский общественный деятель Иван Савич. Это на самом деле так — для автобусов действует отдельная «полоса», благодаря чему мы смогли проехать несколько километров сплошного затора из автомобилей. Большое количество из них — на польских номерах, так называемые «евробляхы». Им необходимо делать регулярный «прогон» — заезд на территорию ЕС на авто с европейской регистрацией для того, чтобы доверенность не теряла легитимность. Зрелище на границе, который за километр, и этот километр — несколько часов — не для слабых духом

Проблемы безвиза: хроника одного путешествия в ЕС

Когда ты попадаешь в пробку из автобусов — начинаются чудеса. Люди, которые спешат на самолет, перепрыгивают в автобусы, которые стоят ближе к прохождению контроля на польской границе — польские пограничники с радостью помогут и переведут ваш паспорт в нужную «кучку» (их раскладывают по автобусам), чтобы вы могли пройти границу быстрее.

Мы проходим границу за 7:00 — водители автобусов говорят, что это средний срок. Бывает значительно дольше. Но иногда бывает и гораздо меньше. Если посчитать сюда 6:00 проезда от Киева до границы и 4:00 от границы до Варшавы — получим почти сутки в автобусе. На автомобиле этот путь может занять более 30 часов.

Такие потери времени, разумеется, нельзя сравнить и близко с относительно быстрым прохождением границы при использовании поезда, не говоря уже о самолете. «Самая большая беда — пассажиры, которые пытаются провезти через границу запрещенные для ввоза в Польшу продукты. Мы постоянно предупреждаем, и всегда кто-то и найдется. Как результат, поляки не просто выбрасывают продукты, но и выписывают штраф и ведут человека его оплачивать. Это задерживает автобус более чем на час», — жалуется нам один из водителей. Показательно, что в обратную сторону — очереди значительно меньше. При прохождении границы назад было потрачено около 1,5 часов.

Главная проблема — малое количество КП на границе. Например, на немецко-польской границе КП идут через каждые 30-50 км.

«Мы работаем над этим. В следующем году мы планируем построить 9 новых КП, 3 — на венгерско-украинской границе, и 6 — на украино-польской. Фактически, это увеличит вдвое количество КП на западной границе», — говорит заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань.

По его словам, строительство кредитует Венгрия и Польша. В общем выделят на это дело 42 млн долларов. А вот строительство подъездных дорог к КП — дело Украины.

Впрочем, даже если очереди уменьшатся почти вдвое — это мало решит проблему транспортного коллапса на границах, если украинские «Интерсити» не начнут ходить в Краков и Варшаву, а Киев не получит действительно бюджетное авиасообщение со столицами Центральной и Восточной Европы.

А до тех пор безвиз для украинцев остается хоть и относительно доступный, но все же дорогой игрушкой. Которая поглотит в непомерной количестве или твои деньги, или твое время.

Чем жертвовать — каждый для себя выбирает сам.

Сергей Костеж

Источник: Народная Правда
загрузка...