Грозит ли Украине религиозная война

Грозит ли Украине религиозная война
Автор Желізняк Олександр в Публикации/Социальная правда

На ближайшей пленарной неделе, 6-9 июня, Верховная Рада может рассмотреть два резонансных церковных законопроекта. Один из них, касающийся регулирования деятельности религиозных организаций с центром в России, уже вывел под стены Верховной рады большое количество прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). «Народна правда» выясняла, не приведет ли принятие этих законопроектов к религиозному конфликту в Украине.

Вся власть – общинам!

Первый законопроект – «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (№4128) – был внесен в парламент еще в прошлом году. Но тогда, по словам одного из его авторов, народного депутата Виктора Еленского («Народный фронт»), Верховная Рада просто не успела его рассмотреть.

Loading...

Документ предлагает механизмы реализации религиозными общинами права перехода из одной конфессии в другую. Как рассказал «Народной правде» директор портала «Религиозно-информационная служба Украины» Тарас Антошевский, в последние несколько лет наблюдалась волна переходов общин УПЦ МП под юрисдикцию Киевского патриархата. Но при этом возникли неожиданные проблемы.

Во-первых, как оказалось, уставы многих общин содержали норму, согласно которой любое изменение этого устава должно было получить благословение епископа. «Понятно, что никакой епископ не благословит переход прихода в другую церковь, — отметил Тарас Антошевский. – А когда община все же уходила под юрисдикцию Киевского Патриархата, Московская церковь обращалась в суд. И поскольку предусмотренное уставом разрешение епископа не было получено, то суд принимал решение не в пользу общины».

Также, по словам эксперта, возникали разногласия по поводу церковного имущества. «Сейчас УПЦ МП проводит перерегистрацию всех общин. При этом в уставы вносится норма, что все имущество становится собственностью Епархиального управления, а община только пользуется ним. Таким образом, если община хочет перейти под другую юрисдикцию, все имущество останется в Епархии. При этом очень редко Епархия имеет отношение, например, к строительству храма. То есть, на данный момент это своеобразное религиозное крепостничество», — говорит Тарас Антошевский.

«У меня на столе лежит целая пачка обращений. Православные приходы из Киевской, Ровенской, Кировоградской областей хотят сменить юрисдикцию, но не могут этого сделать, потому что нет соответствующего механизма, — подтверждает Виктор Еленский. – Кроме того, сегодня общины не могут уйти под другое подчинение со своим имуществом. Им говорят: уходите, но храм, имущество оставляйте нам, Московскому патриархату. Представленный законопроект позволит урегулировать эти вопросы».

В целом законопроект сегодня играет на руку УПЦ Киевского патриархата, в который, в связи с агрессией России, массово потянулись украинцы. Но при этом Виктор Еленский отмечает, что документ не запрещает общинам переходить под юрисдикцию любой из церквей. То есть, если какая-то община решит перейти из Киевского патриархата в Московский, она также сможет воспользоваться преимуществами данного законопроекта.

Церковь государства-агрессора – на особом положении

Второй законопроект — «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором» (№4511) — внесен на рассмотрение Верховной Рады впервые.

Согласно документу, такие религиозные организации обязаны проходить особую процедуру регистрации. Она предусматривает, в частности, подписание отдельного договора с государством, согласно которому эти организации обязуются «уважать суверенитет, территориальную целостность и законы Украины».  Согласно этому же законопроекту, назначение центрального и регионального руководства такой церкви должно осуществляться лишь после согласования с органами исполнительной власти Украины. В случае же нарушения этого закона или установления фактов сотрудничества с сепаратистами, регистрация религиозных организаций, руководство которых находится в России, аннулируется. Документ направлен, фактически, на деятельность УПЦ МП, которая является частью Русской православной церкви с центром в Москве.

Соавтор законопроекта Александр Бригинец («Блок Петра Порошенко») пояснил НП, что одна из целей документа – «заставить УПЦ определиться»: «Она или признает себя законопослушной  украинской  церковью, или подтвердит, что она — рука Москвы. Закон говорит: если центр вашей церкви находится в государстве-агрессоре, вы подписываете с государством Украина договор, в котором гарантируете подчинение его законам. Разве это какая-то карательная норма? Мне кажется, под этим может подписаться каждый гражданин Украины. Но в том-то и проблема, что Русская православная церковь не сможет подписаться. Она не может признать Крым украинским, она не признает Россию оккупантом, не признает украинское законодательство,  которое называет Россию агрессором».

Грозит ли Украине религиозная война

«За» и «против». Мнение экспертов

Следует отметить, что первый законопроект, №4128, воспринимается экспертами достаточно положительно. «Православные богословы — те, которые действительно занимаются богословием, а не ориентируются на церковную политику, — отмечают, что проект №4128 очень соответствует духу православной церкви, — говорит Тарас Антошевский. – Его реализация будет побуждать прихожан занимать более активную позицию, оживит церковную жизнь».

А соавтор законопроекта Виктор Еленский отмечает, что даже среди российских священников развернулась дискуссия вокруг законопроекта: «Часть из них считают, что этот законопроект может очень сильно повысить качество религиозной жизни. К примеру, дьякон Андрей Кураев назвал документ «прекрасным украинским законом» и отметил, что закон позволит проводить реальные выборы в церкви».

В свою очередь, законопроект №4511 получил неоднозначную оценку. «Он вызвал критику как дискриминационный. Во-первых, определенные конфессии получают особенный, негативный для себя статус. Во-вторых, власть получает дополнительные полномочия в делах церкви, и это может стать причиной коррупции, — отмечает Тарас Антошевский. – И, наконец, закон не решает проблему, ради которой, собственно, и был написан: усиления контроля над УПЦ МП. По уставу, центр УПЦ находится в Киеве».

По словам эксперта, существующее законодательство позволяет отслеживать деятельность религиозных деятелей и реагировать, если она носит антигосударственный характер. «То есть, СБУ и прокуратура могут и сейчас эффективно использовать имеющееся законодательное поле и обеспечивать безопасность государства в данной сфере», — говорит Тарас Антошевский.

По мнению политолога Владимира Фесенко, законопроект предполагает влияние государства на назначение руководителей епархий: «Это перегиб, который противоречит, на мой взгляд, Конституции. Прямое вмешательство в дела УПЦ МП политизирует эту церковь. А у нее миллионы прихожан. Как показали последние события, УПЦ МП может мобилизовать значительное число граждан (18 мая приверженцы УПЦ МП устроили митинг под Верховной Радой — НП). Будет большой ошибкой создать из института, который занимает нейтральное положение, откровенного врага».

Рейдерские и коррупционные схемы

В свою очередь, УПЦ МП выступает против обоих законопроектов. «Один из этих проектов позволяет распространить существующие в бизнесе рейдерские схемы передела собственности на церковное имущество, — объяснил «Народной Правде» глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви, епископ Ирпенский Климент. – Он позволяет принимать  решение об изменении юрисдикции не только членами общины, но всеми, кто идентифицирует себя таковыми».

По словам епископа Климента, подавляющее большинство религиозных организаций опасаются, что в случае принятия законопроекта №4128 в Украине начнется «передел церковной собственности»: «Это касается не только переходов из одной конфессии в другую. Если какие-то мошенники захотят отнять культовое помещение в центре Киева, они просто приедут с группой людей, примут решение «большинством» в кавычках, и религиозная организация не сможет этому противодействовать».

Второй законопроект №4511, как отмечает представитель УПЦ МП, предполагает вмешательство государства в религиозную жизнь, а также имеет коррупционную составляющую. «Не прописаны критерии, по которым чиновники будут определять, каким священникам можно служить, а каким нет. Механизм мониторинга организаций, лояльных и нелояльных государству, также не обозначен в этом законопроекте», — пояснил епископ Климент.

Возможна ли религиозная война

По мнению авторов обоих законопроектов, парламент может рассмотреть их уже на ближайшей пленарной неделе, с 6 по 9 июня. Правда, Тарас Антошевский отмечает отсутствие единства по этому вопросу даже во фракциях, в которые входят авторы документов. «Для депутатов, особенно мажоритарщиков, союз с УПЦ МП очень важен в контексте будущих выборов. Потому сложно говорить о перспективах утверждения законопроектов», — говорит Тарас Антошевский.

Не менее важным является ответ на вопрос, грозит ли принятие этих законопроектов религиозным конфликтом, который, вполне возможно, будет инспирирован извне. По мнению Владимира Фесенко, Россия не сможет использовать религиозные законы как повод для разжигания новой войны: «Второго Крыма нет, они даже с Донбассом не знают, что делать. Но в качестве повода для дестабилизации обстановки в Украине эти проекты вполне могут быть использованы «.

Александр Бригинец, в свою очередь, напоминает, что не следует бояться войны, поскольку она уже идет. «Они уже спровоцировали все, что могли. Недаром российская агрессия на Донбассе началась возле Святогорской Лавры, которая является центром русского мира в Украине. Если кто-то думает, что российская церковь может сделать больше плохого, чем она уже сделала, он ошибается», — говорит Александр Бригинец.

Впрочем, пока риторика УПЦ МП не выглядит угрожающей. В Московском патриархате избегают даже употреблять слово «протесты». «Журналисты почему-то назвали молебен возле Верховной Рады протестом. Но это был не протест, а именно молебен. Наши верующие не рассчитывают на здравый смысл народных депутатов. Люди молились, чтобы Господь сам вмешался в процесс и вразумил депутатов, которые хотят принять не только антицерковные, но и антигосударственные законопроекты», — рассказал епископ Климент.

Виталий Рябошапка

Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ
Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...