В ночь на 8 июня на территории посольства США в Киеве произошел взрыв. Как рассказали в полиции, «неизвестный бросил неустановленное устройство». В результате взрыва никто не пострадал. Каких-либо повреждений зданиям или сооружениям также нанесено не было. Разве что немного испортился газон, куда приземлилось «неустановленное устройство». Тем не менее, ЧП поначалу было квалифицировано как теракт, а материалы были переданы в СБУ. Позже в посольстве США сообщили, что не считают инцидент терактом и дело было переквалифицировано, как «хулиганство». «Народна Правда» выясняла причины изначальной паники.
Взрыв на территории посольства США в Киеве произошел около 0:05 8 июня. При осмотре места происшествия сотрудниками полиции, выяснилось, что на территорию посольства неизвестный бросил «неустановленное взрывное устройство». По данным МВД, оно было похоже на самодельную «хлопушку» или петарду. Взрыв не причин каких-либо повреждений сооружениям посольства и тем более не привел к человеческим жертвам или пострадавшим. Тем не менее, этим ЧП мгновенно заинтересовались практически все силовые структуры Украины. Нацполиция квалифицировала инцидент, как теракт, передав материалы в СБУ.
Некоторые украинские народные депутаты даже успели связать этот «теракт» с голосованием Верховной Рады по поводу членства Украины в НАТО, которое также состоялось 8 июня. «…Странное совпадение, что перед голосованием по НАТО. В такие совпадения я не верю… Такие странные совпадения говорят о том, что, конечно, вопрос вступления Украины в НАТО очень волнует РФ и они готовы сделать любое действие, чтобы сорвать этот процесс», — заявил, в частности, народный депутат Алексей Гончаренко («Блок Петра Порошенко»).
А народный депутат от «Народного фронта», советник главы МВД Антон Геращенко, прямо заявил, что ночной взрыв в посольстве США был устроен представителями РФ, чтобы дискредитировать украинскую сторону. «Моя личная версия, что мотивы этой провокации такие же, как выстрел по консульству Польши в Луцке, такие же, как организация фейковых акций протеста поляков и болгар. В итоге это сделали по заданию с РФ. Цель очень простая — это хороший повод взбаламутить информационное пространство, попасть на мировые ленты новостей и сказать, что в Киеве опасно. Никаких других мотивов я, честно говоря, не вижу «, — отметил Геращенко.
Вполне вероятно, что еще через несколько часов и другие известные украинские медиа-персоны тоже начали бы искать в инциденте «российский след». Но, прежде чем это произошло, само посольство США заявило, что взрыв терактом не считает. «Мы можем подтвердить, что произошел инцидент с использованием небольшого зажигательного устройства на территории посольства. Это не причинило никаких повреждений собственности посольства. Никто из персонала не пострадал. Посольство работает в обычном режиме. В настоящее время, мы не считаем этот инцидент террористическим актом», — говорится в сообщении, размещенном на официальной странице посольства в Фейсбук.
По сути, очень вежливо, но твердо американские дипломаты намекнули нашим правоохранителям, что раздувать теракт из «инцидента» — не собираются. И, спустя недолгое время, после заявления посольства США полиция Украины переквалифицировала дело… в хулиганство.
— Полиция самостоятельно не квалифицирует дело как теракт, они могут зарегистрировать происшествие в едином реестре досудебных расследований, но квалификация «теракт» — это прерогатива СБУ, — пояснил «Народной Правде» процедуру экс-глава пресс-службы МВД Владимир Полищук. — Когда происходят подобные вещи, то, как правило, полиция сразу же информирует СБУ и коллегиально они могут принять решение о такой квалификации.
В связи с этим, возникает ряд вполне логичных вопросов. Почему, например, обстрел здания полиции в Ровном из противотанкового гранатомета в марте этого года — был изначально квалифицирован как хулиганство? Почему взрыв боевой гранаты РГД-5 возле офиса украинских националистов в Киеве — тоже сочли хулиганством? А взрыв «небольшого зажигательного устройства» на газоне посольства США — наши правоохранители почти сразу же квалифицировали, как теракт?
Если происходят подобные события на территории дипломатических зданий, то оценку этим действиям дают правоохранительные органы Украины, а также службы безопасности конкретного посольства или консульства, — объяснил юрист Эдуард Багиров. — Наши органы зачастую первоочередную информацию получают от служб безопасности дипломатических зданий, так как, получение доступа на территорию связано с рядом процедур. После этого вырабатывается солидарная точка зрения, после этого информируется общество. В случае с посольством США, мы видим разную трактовку. С чем этом может быть связано? Можно предположить, что преувеличение происшествия нашими правоохранителями произошло по двум причинам. Первая — после ряда реальных терактов на территории Украины, организованными спецслужбами России, они просто дуют на воду, обжегшись на молоке. Вторая, давайте будем честными, возможно, наши спецслужбы хотели поднять уровень этого события до теракта, чтобы была дана официальная оценка посольством и Госдепартаментом США с целью определенного давления на Россию.
На фоне реальной военной агрессии Российской Федерации против нашей страны, боевых действий на Востоке, оккупации Крыма и регулярных попыток дестабилизации Украины, такая переоценка настоящей угрозы может очень плохо закончиться. Как в известной сказке про мальчика, который ради веселья кричал «Волки! Волки!».
Кирилл Железнов