Хмельная розница

Автор Іванов Микола в Экономическая правда

Стоит ли открывать специализированные магазины по продаже алкоголя

Специализированная алкогольная розница в нашей стране представлена преимущественно в форматах виномаркетов и винных бутиков. Главная особенность первых заключается в наличии широкого ассортимента алкоголя по цене на 20–40% ниже, чем в обычных супермаркетах. Винные бутики в свою очередь делают ставку на ценителей напитков, предлагая дорогие марки в основном импортного продукта. Число игроков в сегменте специализированного алкогольного ритейла за последние пять лет заметно возросло, хотя их доля на рынке продаж спиртных напитков все еще невелика — 7–10%. В то же время в европейских странах на специализированную розницу уже приходится до 60% продаж всего алкоголя.

Loading...

Алкогольные масштабы

Украинский сегмент виномаркетов в основном представлен двумя компаниями — «Поляна Украина Групп» и Good Wine. Преимущество магазинов этих фирм по сравнению с классическими супермаркетами в том, что на полках представлено свыше 3 тыс. наименований алкогольных напитков (в основном импортное вино). «Тщательно изучив и проанализировав рынок специализированного ритейла Европы, мы пришли к выводу, что можем предложить соотечественникам что-то абсолютно иное. Возникла идея создать сеть в новом формате, поэтому совместно с зарубежными партнерами мы представили в Украине адаптированный к нашему рынку концепт высокопрофессиональной специализированной сети», — рассказывает Ирина Шаутидзе, руководитель сети виномаркетов «Поляна». Одно из главных преимуществ для потребителей в этой сети виномаркетов — система цено­образования. «У нас можно существенно сэкономить — купить от трех бутылок разных напитков по оптовым ценам. Кроме того, действуют дополнительные скидки к различным праздникам. Единственный наш недостаток на данный момент в том, что магазины сети есть не во всех регионах страны», — добавляет госпожа Шаутидзе.

Винный шопинг

Со специализированными виномаркетами конкурируют винные бутики. Как правило, это магазины, рассчитанные на небольшое количество покупателей. Предложение бутиков — качественный и недешевый по украинским меркам алкоголь, поэтому целевую аудиторию этих магазинов формируют в основном состоятельные клиенты.

Развитие данного формата затруднено низким уровнем потребления вина в нашей стране, которое по итогам прошлого года составило 7,4 л на душу населения. Но поводом для оптимизма может служить тот факт, что годом ранее украинец выпивал еще меньше — 6,6 л. Для сравнения, во Франции, площадь которой сопоставима с территорией нашей страны, этот показатель превышает 51 л на человека. Росту популярности винных бутиков препятствует не только отсутствие платежеспособных покупателей, но и необходимость больших капиталовложений в этот бизнес. Учитывая высокую стоимость продукции, закупка товара станет основной статьей расходов.

На украинском рынке присутствует и формат фирменных магазинов, которые открывают производители спиртных напитков. Наличие таких торговых точек — не жизненная необходимость, а скорее маркетинговый ход. Имея возможность представить покупателям широкий ассортимент своей продукции, производители могут снижать ее розничную стоимость. Ведь при сотрудничестве с торговыми сетями наценка на товар обычно составляет 25–30%. Успех фирменного магазина во многом зависит от сезонности продаж и удачного месторасположения. В компании «Массандра» подсчитали, что с учетом этих факторов ежегодный товарооборот на 1 кв. м фирменного магазина может составлять 40–200 тыс. грн.

Выпивка через Сеть

В качестве канала продаж торговцы алкоголем все активнее задействуют интернет. Как заметил Владимир Коваленко, директор интернет-магазина MarketA, для потребителей такой формат более удобен, чем покупки в торговых точках. «На сайте можно ознакомиться со всем ассортиментом, выбрать понравившийся товар и оформить заявку. Здесь клиент указывает место и время, когда ему будет удобно получить заказ. Зачастую продукция в онлайн-магазинах дешевле, чем в крупных супермаркетах», — объясняет предприниматель. При этом немаловажный недостаток онлайн-магазина — отсутствие консультанта, который мог бы помочь в выборе напитка. Сложности торговли спиртным через Сеть, прежде всего, вызваны требованиями законодательства. Дело в том, что лицензия на продажу алкоголя выдается только при наличии офлайновой точки продаж. Примечательно, что это не только украинская проблема. К примеру, в России дистанционная торговля, в том числе и через интернет, запрещена. «Лицензия выдается на место продажи, а что такое интернет и где он находится? Из-за несогласований в законодательстве приходится арендовать офис площадью 21 кв. м, чтобы не было проблем с проверками. Кроме этого нужен склад для хранения продукции», — добавляет г-н Коваленко. В то же время интернет-магазинам не страшны запреты на продажу спиртного ночью, которые так активно внедряют украинские власти. «Заказчик может сделать заявку на нашем сайте в любое время суток, но доставка происходит только днем, поэтому никаких претензий к нам быть не может», — резюмирует Владимир Коваленко.

Коррективы в статус-кво алкогольной розницы может внести прошедший общественное обсуждение проект закона о внутренней торговле. Им предусмотрено, что товары, на которые установлены возрастные ограничения для покупателей, должны продаваться в специализированных магазинах или отделах с оборудованным местом расчета. Очевидно, что в случае принятия данного документа в выигрыше окажутся именно виномаркеты и прочие специализированные магазины. Супермаркетам же придется раскошелиться на реструктуризацию отделов алкоголя.

[к сведению]
Алкогольные предпочтения украинцев

Водка – 1 раз в 2-2,5 недели
Вино – 3 раза в 2 месяца
Коньяк – 1 раз в месяц
По данным исследования R&B Group, проведенного в Украине в марте 2011 года (выборка составила 2094 респондента)

Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ
Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...