Автомобили с иностранными номерами: власть готовит водителям неприятный сюрприз

Автомобили с иностранными номерами: власть готовит водителям неприятный сюрприз
Автор Желізняк Олександр в Публикации/Социальная правда
Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ

Высший административный суд Киева создал прецедент, оштрафовав водителя автомобиля с иностранными номерами на 420 тысяч гривен и конфисковав машину. Общественные организации, защищающие интересы владельцев автомобилей с иностранными номерами требуют от властей решить вопрос «легализации» таких машин на законодательном уровне и обещают вывести под стены парламента сто тысяч водителей.

Напомним, что гражданин Азербайджана в марте 2015 года ввез на территорию Украины автомобиль Ford Tourneo в режиме временного ввоза до одного года. Через год выяснилось, что автомобилем управлял гражданин Украины, что при данной схеме временного ввоза категорически запрещено. В итоге недавно ВАС Киева обязал уплатить водителя 420 тысяч гривен — 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей и конфисковал автомобиль.

Loading...

В прецеденте виноват сам владелец

«Суды, конечно, правы. Но на самом деле я считаю судить нужно не водителей, а организаторов таких схем. Которые обманывают украинцев, говоря, что они имеют право ездить на автомобилях с иностранными номерами, — прокомментировал ситуацию «Народной Правде» директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.- Тем не менее, теперь больше украинцев задумается и не пойдет на такие схемы покупки автомобилей. Подумают: зачем мне такие проблемы? Ведь вероятность того, что в дальнейшем государство будет так же жестко реагировать на ситуацию стопроцентная – создан прецедент».

В свою очередь руководитель Бориспольского обособленного подразделения общественной организации ЕвроАвтоСила (поддерживает водителей машин на еврономерах) Александр Ярмоленко отметил «Народной Правде», что «возможно, это и хорошо, что так случилось — вопрос ввоза машины решится быстрее». «Многие люди, которые ездят на этих номерах бездействуют. Купили эти автомобили, и думают, что вопрос кто-то за них решит, или он сам решиться. Думают, что какие-то неприятности их не коснуться. Теперь же люди начнут объединяться. А когда они объединятся и выйдут, власть услышит требования и примет какое-то решение», — отметил активист.

При этом в ГО ЕвроАвтоСила отмечают также, что случай, по которому суд вынес решение, не является характерным. Водитель, гражданин Украины, не только просрочил обязательный вывоз машины через год. Но и попытался зарегистрировать автомобиль в Украине. То есть, по сути, сам пришел к правоохранителям, чего подавляющее большинство владельцев иномарок с иностранными номерами, конечно, не делают.

По словам Александр Ярмоленко, сегодня в Украине ездит около двух миллионов автомобилей с иностранными номерами. В свою очередь Олег Назаренко со ссылкой на официальные данные Гостаможенной службы отмечает, что таких автомобилей — 554 тысячи.

Автомобили с иностранными номерами: схема серая, выгода — прямая

Вкратце напомним, как действует схема, позволяющая гражданам Украины существенно экономить на покупке б/у автомобиля.

Автомобили с иностранными номерами: власть готовит водителям неприятный сюрприз

Наиболее ходовой вариант, когда гражданин Украины самостоятельно подыскивает на многочисленных европейских интернет-площадках бывший в употреблении автомобиль. Затем обращается в одну из украинских фирм, оказывающих услуги по перемещению б/у автомобиля в Украину на условиях временного ввоза. Представитель фирмы выезжает в Европу, осматривает подобранную машину и дает рекомендации покупателю: стоит ли брать его или нет. После получения согласия и денег оформляется покупка либо на фирму, зарегистрированную в ЕС, либо на резидента ЕС. После чего иностранец пересекает границу, автомобиль передается в руки покупателя.  Однако де-юре считается, что по Украине ездит именно иностранец, который ввез технику – ни в каких документах и базах реальный владелец автомобиля – гражданин Украины – не фигурирует.

Согласно украинскому законодательству, иностранный гражданин имеет право пользоваться автомобилем, ввезенным в Украину по схеме временного ввоза (то есть без уплаты таможенных пошлин) до года. Поэтому ближе к концу этого срока владельцы машины с иностранными номерами обращаются в фирму, которая ее завозила, передают ей автомобиль для пересечения границы и повторного въезда в Украину (этого как раз и не сделал оштрафованный гражданин Украины,  — «Народная Правда»). Стоит услуга по ввозу автомобиля от 800 долларов. Еще $100-200 посредники берут каждый год за вывоз и повторный ввоз машины. Поскольку цены на б/у авто в Европе значительно ниже украинских и схема позволяет обойти уплату таможенных пошлин, даже с наценкой посредников и ежегодных расходах, то покупка по такой схеме автомобиля очень выгодна.

Владельцы автомобилей – за легализацию и европейскую растаможку

То, что украинская полиция сейчас «не кошмарит» водителей машин с иностранными номерами «Народной Правде» подтвердили их владельцы.

«Решение ВАС Киева — действительно прецедент, ранее такого не было, — рассказал Александр Ярмоленко. – Что касается полиции, то конечно, были и остаются так называемые «оборотни в погонах», которые, пользуются тем, что люди не знают своих прав. И в таком случае водитель может стать жертвой вымогательства. Кстати, многие полицейские также ездят на автомобилях с иностранными номерами. И они обеими руками за то, чтобы власть приняла решение и как-то решила вопрос с такими автомобилями, дала им право на существование в Украине».

Автомобили с иностранными номерами: власть готовит водителям неприятный сюрприз

В целом общественные организации, поддерживающие владельцев машин с иностранными номерами, выступают за то, чтобы власть урегулировала вопрос на взаимовыгодной основе. «Мы хотим платить налоги. Но мы хотим адекватных налогов, — говорит Александр Ярмоленко. — Сейчас в Белоруссии «растаможка» стоит 500 долларов. В Европе – 300-400 евро. Если же ты пригоняешь машину в Украину стоимостью, допустим, 15 тысяч долларов, то растаможка будет стоить 7 тысяч. Поэтому нужно снижение ввозных пошлин».

Параллельно идет сбор подписей под петицией к правительству Литвы с просьбой изменить законодательство этой страны и позволить автомобилям с литовскими номерами проходить техосмотр на территории Украины.

Полиция таможенное оформление автомобиля не проверяет

При этом украинские владельцы машин с иностранными номерами явно нарушают украинское законодательство, — рассказал «Народной Правде» Олег Назаренко. Согласно Таможенного кодекса Украины, нерезиденту, который ввез в нашу страну автомобиль на год для личного пользования, запрещается передавать его гражданам Украины. Более того статья 485 Таможенного кодекса Украины предусматривает наказание также для тех, кто пользуется имуществом, ввезенным в страну с уклонением от уплаты таможенных сборов. Так почему же полиция не останавливает автомобили с иностранными номерами пачками, а нынешнее решение суда стало первым прецедентом?

«Проблема в том, что проверять таможенную декларацию или перемещение грузов полиция не может – это функции таможенной службы. У полиции нет таких полномочий», — рассказал «Народной Правде» руководитель Центра предотвращения и противодействия коррупции, советник министра внутренних дел Украины Владимир Мартыненко.

Тем временем, именно для полиции водители машин с иностранными номерами – главная головная боль.

Автомобили с иностранными номерами: власть готовит водителям неприятный сюрприз

«Для нас, конечно, проблема, когда водители автомобиля с иностранными номерами попадают в аварии, скрываются с места ДТП. Автомобиль бросили, ключи зашвырнули в поле. Кого искать, кто владелец? Владелец тот, кто ввез автомобиль в страну. А кто ездил из украинцев на этом автомобиле установить практически нереально», — рассказывает Владимир Мартыненко.

Сюрприз от МВД скоро появится

МВД пытается решить проблему. Так, по словам советника министра, буквально неделю назад делегация украинских правоохранителей вернулась из Европы. Где, помимо прочего, обсуждала с европейскими коллегами урегулирование вопроса машин с иностранными номерами.

Автомобили с иностранными номерами: власть готовит водителям неприятный сюрприз

«В Европе очень жестко подходят к вопросу автостраховки. Если страховки нет, автомобиль через определенное время снимается с учета. То есть автомобиль есть, номера есть, а на учете не стоит. Соответственно он не имеет права ездить ни там, ни тут. Сейчас идет речь об обмене базами данных регистрации автомобилей между странами ЕС и Украиной. Если такой обмен будет налажен, мы сможем видеть, что машина в Европе снята с регистрации. Значит, у полиции к водителю возникнут закономерные вопросы», — рассказал Владимир Мартыненко.

По его словам, урегулирование данного вопроса – дело ближайшего времени.

Виталий Рябошапка

Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...