Владимир Вятрович: попытки представить Шухевича предателем — антиисторические

Владимир Вятрович: попытки представить Шухевича предателем — антиисторические
Автор Желізняк Олександр в Политическая правда/Публикации

О том, что означает для всех украинцев тема Голодомора и как следует относиться к фигуре Романа Шухевича, во второй части своего интервью «Народной Правде» рассказал председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.

Первую часть интервью с Владимиром Вятровичем читайте здесь.

Депортация — оружие уничтожения

— Хочу перейти к украинско-российским отношениям Когда Сталин пришел снова в Западную Украину, как он использовал украинско-польский конфликт? Есть мнение, что не было у Иосифа Виссарионовича другого варианта, кроме депортации…

— Давайте начнем с того, как Москва использовала ситуацию. Конечно, Кремль использовал ситуацию в своих целях. Положение украинцев во Второй Речи Посполитой и СССР нельзя сравнивать. Массового голода или репрессий не было. Но все равно уровень самореализации украинцев был недостаточным. Украинец сталкивался с проблемами из-за своей национальности. Учиться во Львовском университете нельзя было, следовало ехать в Люблин или Краков. Не каждый мог себе это позволить. Военная карьера для украинцев была проблемной, если не сказать невозможной. Украинец мог рассчитывать разве что на очень мелкую должность на государственной службе. Украинцы сталкивались с проблемой протекционизма государства для польского бизнеса. Поэтому лозунг: «свой к своему за своим» — был скорее реакцией. Наиболее ярко польский протекционизм проявился в земельном вопросе. Бывшие ветераны польско-украинской войны получали наделы на Волыни, а там уже был земельный голод. В 1938 году было разрушено более 150 православных храмов на Холмщине. Это в мирное время. То есть существовало религиозное, социальное, национальное унижение. На этом играла советская пропаганда. На территории Волыни в 1939 году разбрасывались «летучки», в которых говорилось: «Бей панов, возвращай себе землю». Поэтому в сентябре 1939 года были случаи социальных взрывов, доходившие до убийства поляков.

Более того, советская власть, когда пришла на Западную Украину, некоторое время заигрывала с украинцами. Например, открывались украинские школы, развивалась украинская культура, украинцы и евреи могли занимать государственные должности. Таким образом, советская власть смогла получить определенные симпатии украинского и еврейского населения и провести массовые депортации польского населения. Но буквально через несколько месяцев после этого, вслед за эшелонами с поляками, потянулись эшелоны с украинцами. За неполные 2 года, советская власть в Западной Украине прошла все 20 лет истории Приднепровской Украины: короткий период украинизации и быстрый переход к депортациям, репрессиям и убийствам.

— Могли ли сталинские депортации иметь положительную роль, ведь они развели враждующие этносы по разные стороны границы?

— Я не могу оправдать любую депортацию. Депортация — это преступление, отрыв людей от их корней, разрушение культуры, семей. Особенно когда мы говорим о сталинских депортациях, то понимаем как они проводились. Они проводились, как оружие для уничтожения. Депортировали зимой, в так называемых телячьих вагонах. Часто единственной пищей была соленая рыба, чтобы люди хотели пить, а воды не было. Люди умирали по дороге, людей выбрасывали в степях Сибири или Казахстана, где они погибали. Яркий пример депортации как уничтожения — это депортация крымских татар. Депортация почти уничтожила их как национальное сообщество. Поэтому, по моему мнению, оправдывать сталинские депортации аморально.

Голодомор — ключевая тема украинской истории

— Возможен ли какой-либо откат в понимании Голодомора, как геноцида?

— Не верю я в такой откат. Даже во времена Януковича его не произошло. Руководство страны отказалось от отстаивания Голодомора, как геноцида, попыталось минимизировать общественные мероприятия по этому поводу. Посыл который тогда давала власть — Голодомор это прихоть Ющенко, которая никому не интересна. Но в 2013 году более 10 000 человек участвовали в акции памяти в Киеве.

На сегодня Голодомор — ключевая тема украинской истории. Он является темой, которая больше всего объединяет украинцев. Два года назад 81% людей в Украине считали Голодомор геноцидом. Это фундамент общественных представлений о прошлом, на котором мы находим свою общность. У нас очень мало людей, которые не воспринимают Голодомор, считают, что его не было. Это либо маргиналы, либо откровенно враждебно настроенные люди.

— Голодомор ударил не только по украинцам, но и по другим народам, по другим территориям — по югу России, Казахстану. Есть какая-то разница в Голодоморах на территориях современной Украины и на других территориях?

— Юг России или Северный Кавказ, особенно Кубань — это территории, где в начале ХХ века было очень много расселено украинцев. Если мы посмотрим на этнографическую карту Кубани начала ХХ века и сведем  с картой территории, пораженных Голодомором, то увидим почти полное наложение. Этот аргумент в пользу того, что Голодомор бил, скорее, по украинцам. Вместе с тем, на территории УССР были особые инструменты, так называемый режим «черных досок» — голодоморные гетто.

Речь также идет об изоляции территории Украины от мира, полном информационном молчании. Это существенно отличает Голодомор 1932-1933 годов от голода 1921-1923, когда о нем писали и  были готовы получить международную помощь. В 1932-33 годах было полное информационное молчание и попытка противостоять утечкам информации. Например, появлялись журналисты, такие как Малком Маггеридж или Гарет Джонс, которые описывали ситуацию в Украине. Чтобы противостоять им, выходили опровержения, скажем, Вольтера Дюранти из «Нью-Йорк Таймс». Это человек, получивший Пулитцеровскую премию, несмотря на то, что он знал о голоде. Советская власть привозила западных политиков или писателей, показывала здесь «потемкинские деревни», чтобы все опровергнуть. Это подтверждение того, что это был умышленный шаг, а голод использовался для уничтожения украинцев, которые стояли на пути создания единой империи. Одним из шагов по ее созданию было постепенное переваривание всех национальностей в единый народ, а украинцы этому процессу мешали. Из-за их культурного уровня и численности, их было труднее переварить. Поэтому был нанесен удар по нескольким социальным группам. Об этом говорит Рафаэль Лемкин, один из основателей термина «геноцид», который предлагает рассматривать украинский геноцид в более широком контексте. Уничтожение голодом крестьян — это только одна из составляющих. Такой же составляющей было уничтожение национальной церкви 1930 года, уничтожение национальной элиты 1930-х годов, изменение, как тогда и говорили, «этнографического материала». Кстати, представителей других народов сюда переселяли часто силой. Все шло к тому, что украинцы, как национальное сообщество, должны были исчезнуть.

— Где сейчас не сходятся московское и украинское толкования Голодомора?

— Здесь трудно сказать, потому что я не помню, когда были последние дискуссии между украинцами и русскими. Наверное, где-то в 2008 году. Уже в России маргинальными считаются те, кто говорит, что голода не было. Маргинальными считаются и те, кто говорит о голоде, как о результате природных катаклизмов. Но многие российские историки настаивают на том, что голод не имел национального измерения, а существовал исключительно в рамках классового подхода. Это уже софистика, поскольку большинство украинцев и являлись крестьянами. Бей по крестьянам — попадешь в украинца. К тому же, в последние годы в России все меньше говорят о преступлениях тоталитарного режима. Например, российский и карельский историк Юрий Дмитриев открыл массовые захоронения украинцев в Сандармохе. Он один из немногих, кто в РФ еще занимается вопросом советских людей. Поэтому его и преследуют.

Немцы в определенный период считались союзниками

— Недавно было много шума о переименовании в Киеве проспекта Ватутина в проспект Шухевича. Почему такая реакция?

— Я считаю, что процессы декоммунизации повлияли на переосмысление украинцами своей истории. Впервые за много лет такое большое количество украинцев оказались вовлечены в общественные дискуссии вокруг прошлого. В законе указано только, какие названия не могут использоваться. А какие будут использоваться — это прерогатива местных общин. Именно в этом вопросе, пример Шухевича является показательным. Потому что это предложение прошло все этапы общественного обсуждения, было выдвинуто на специальной комиссии Киевсовета, прошло активное общественное обсуждение, голосование в Киевсовете. Относительно процедуры вопросов быть не может.

— А относительно самой фигуры?

— Относительно самой фигуры, я убежден, что это именно такая фигура и должна быть увековечена в качестве героя в украинской топонимике. Мы говорим о человеке, который положил жизнь за то, чтобы Украина обрела независимость.

— Есть упреки по поводу его сотрудничества с нацистами?

— Это тоже надо объяснять. На определенном этапе Шухевич искал союзников для реализации своей главной цели — независимости Украины. Немцы в определенный период считались союзниками. Мы и сейчас ищем союзников и тоже бы были благодарны США за летальное оружие. Шухевич нашел в себе внутренние силы пойти на конфликт с немцами, организовать борьбу против них, когда увидел их антиукраинскую политику. Попытки представить Шухевича как предателя или коллаборациониста — антиисторические.

— А обвинения в участии в Холокосте в Беларуси?

— Пропаганда и различные информвойны возможны там, где отсутствуют знания. До недавнего времени, мы не знали, что делал «Нахтигаль» летом 1941 года во Львове. Это позволило распространить легенды об участии «Нахтигаля» и Шухевича в еврейских погромах. Еще в 2007 году мы нашли в архиве СБУ ряд документов, которые доказывают, что легенда об участии «Нахтигаля» в еврейских погромах лета 1941 года возникла в 1959-1960 годах.

— А что тогда произошло?

— Тогда эта легенда была направлена ​​не против Романа Шухевича, а против Теодора Оберлендера, который в 1941 году был немецким офицером в «Нахтигале», а в 1950-х годах стал министром в правительстве Конрада Аденауэра, поэтому советская пропаганда пыталась скомпрометировать Аденауэра и Оберлендера. Был инициирован суд, где были якобы свидетели, которым давали инструкции, что говорить. То есть, существует целый массив документов, который показывает формирование легенды. Второй раз эта тема всплыла в 2007 году.

Что касается Беларуси. Документов о том, чем занимался «Нахтигаль» в Беларуси нет. И это открывает широкое поле для злоупотреблений, позволяет говорить, что их использовали не для противостояния партизанам, а для участия в Холокосте. Воспоминания, а других источников не существует, говорят о том, что их использовали для борьбы с советскими партизанами. Мы же понимаем, что миф о советских партизанах, как народных мстителей — это только миф. Советские партизаны — это спецотряды НКВД. Да, Шухевич воевал в униформе немецкой армии, но он нашел в себе силы поднять оружие против этой армии, когда понял, что она не принесет свободу на украинские земли.

Александр Куриленко

Источник: Народная Правда