Министр социальной политики Андрей Рева — из «винницкой когорты», его называют человеком Владимира Гройсмана. Вступив в должность полтора года назад, он взялся за реформирование системы начисления субсидий и разработку пенсионной реформы. Как будет осуществляться перерасчет пенсий и что будет с субсидиями — в нашем интервью.
— В чем заключается реформа министерства? Чем директораты будут отличаться от департаментов?
Во-первых, эта реформа — нас непосредственно затрагивает. Мы — одни из 10 министерств, первые внедряют новую форму. У нас будет создано 8 новых директоратов. Разница простая — у него больший функционал. Задача директората — формировать политику. Проблема департаментов в том, что они сохраняют с советских времен функцию управления имуществом и активами. На самом деле министерство должно формировать политику. Оно должно заниматься формотворчеством. Кроме того, оно должно обладать контрольные функции. Например — сегодня субсидии назначают управления соцзащиты, они подчинены местным советам, а не министерству. И если кому-то субсидию не назначили, они жалуются, пишут министерству письмо. Какие мои действия? Я посылаю на районный уровень снова. Это не совсем эффективно. Директорат будет лишен советских функций, он будет более эффективен в принятии решений, а не будет распоряжаться имуществом.
— Если не будет он, то кто будет?
У нас не так много имущества и активов. Все предприятия наши включены в план к приватизации.
Министр социальной политики Андрей Рева — из «винницкой когорты», его называют человеком Владимира Гройсмана. Вступив в должность полтора года назад, он взялся за реформирование системы начисления субсидий и разработку пенсионной реформы.
Как будет осуществляться перерасчет пенсий и что будет с субсидиями — в нашем интервью.
— Мы коснулись субсидий. Ваш заместитель Музыченко говорил, что количество тех, кто их получает, уменьшится на 10 процентов. Кого лишат субсидий?
Никто не будет искусственно уменьшать субсидиантов! Субсидия — это сооплата государством и гражданином стоимости услуг. Размер сооплаты зависит только от уровня доходов граждан. Уменьшение субсидиантов возможно лишь в результате одного — роста доходов граждан.
— Или если государство докажет, что они и раньше имели возможность платить …
На самом деле, это не дает значительный процент. Наибольшее уменьшение количества субсидиантов происходит вследствие роста доходов. В этом году заработная плата выросла на 37%, и сейчас почти на 30% выросла пенсия. Итак, до мая количество субсидиантов уменьшится. Не потому, что кто-то установил план — давай вот уменьшим на столько-то, упаси боже, просто естественным путем.
— То есть вы считаете, что уровень доходов действительно растет?
Я оперирую данными статистики. То, что зарплата минимальная выросла на 50% — это факт. Зарплата в образовании выросла — факт. Так же и растут зарплаты в небюджтеной сфере. Мы видим рост поступления в бюджетный фонд. Если фонд з / п 584 млрд грн. в 2016 году, то в 2017 мы получили 796 млрд грн. До конца года будет 830 мрлд. Таким образом, мы видим, как растет фонд оплаты труда.
— Итак, насколько вы ожидаете уменьшения количества субсидиантов?
Он (Музыченко) назвал цифру 10%, ориентировочно, примерно так и будет.
— Расскажите о проблеме выжигания газа ради субсидий.
У нас она была полтора года назад, в 2015-2016 году. У нас был норматив 7 кубических метров газа на квадратный метр. На этот сезон мы уменьшили норматив до 5 кубометров. Для сравнения — 7 и 5. Конечно, тогда в таких больших нормативах были заинтересованы структуры, которые продают населению газ.
— О ревизорах по субсидиям. Которые будут их функции? Могут их не пускать в дом? Могут ли они туда попасть без санкции хозяина?
Это не ревизоры. Точное название — инспекторы социальных служб. Они действуют в соответствии с указом кабинета министров. Они на дому посещают людей и составляют акт про материально-бытовые условия проживания семьи. И для комиссии в спорных случаях это решающий фактор — давать субсидию или нет. Эти случаи также прописаны в постановлении Кабмина.
— Что будет, если хозяева дома не пустят инспектора домой?
Могут не пустить, это их право! Но есть одно но. Когда семья подает прошение о субсидии, они подписываются, кроме прочего под следующим: «Я и члены моей семьи даем согласие на сбор информации обо мне и членах семьи». И если они не хотят показать инспектору как они живут, он не имеет права вламываться, силой заходить, не дай бог, он просто составляет акт, что ему отказано, проверить имущественное положение невозможно, и это является основанием для отказа в оформлении субсидии, вот и все. Ты не хочешь, чтобы к тебе ходили? Не обращайся! Но если обратился – соглашайся с тем, что тебя проверят.
— Как будут преодолевать дыру в пенсионном фонде? Почему де-факто снова отсрочили введение многоуровневой пенсионной системы?
Мы не отказались. В законе о пенсионной реформе сказано, что депозитарий вводится с 2019 года. Потому что надо принять еще один закон. Теперь по дефициту. Он берется благодаря разнице доходов и расходов пенсионного фонда. Сейчас он составляет 141 млрд грн., Но это текущий дефицит. Есть еще скрытый дефицит — 48 млрд грн. Реформа сбалансировала поступления и расходы. Кроме того, МВФ согласился, что в течение 4 лет первых мы не трогаем дефицит ПФ, мы фиксируем его на уровне 141 млрд. Все дополнительные поступления мы направляем на повышение пенсий. Через 4 года мы будем по формуле часть средств отправлять на погашение дефицита ПФ.
— Как быстро он будет погашен?
Мы ожидаем от начала работы — 10 лет.
— Пенсионную реформу протянули очень быстро. Может, вы с оппозицией за голоса пенсионеров борьбу ведете?
Каждый судит по себе, знаете … Если бы мы хотели перед выборами что-то сделать, мы бы не делали реформу. Нам не надо было тянуть закон. Мы бы просто решением правительства повысили пенсии. А мы взялись переписывать правила. Поэтому мы действовали не к выборам, мы действуем на перспективу. И этот закон определяет правила пенсионного обеспечения на ближайшие 25 лет.
— Какая формула перерасчета пенсий? Почему у людей при одинаковых профессиях и одинаковом стаже повышение разное — у кого на 600 грн, у кого на 3000? Какие факторы на это влияют?
Пересчет осуществляется по формуле, единой для всех. Это средняя зарплата 3764 грн за последние годы, индивидуальный коэффициент и коэффициент страхового стажа. Индивидуальный коэффициент у каждого свой, он зависит от той зарплаты, которая была. Она сравнивается со средней. Если она выше — коэффициент выше 1. Если меньше — ниже. И коэффициент стажа — за каждый год 1%. Есть еще дополнительный показатель, временный. Он состоит в том, что у нас 11 лет пенсия не пересматривалась. И в расчете пенсионеров, имеющих одинаковый коэффициент, получается несправедливость, ибо тот, кто выходил раньше, будет меньше, потому что там зарплата была меньше. Поэтому те, кто выходили ранее, получили большее повышение. Мы подняли сейчас тех, кто ранее был брошен и оставшихся за чертой бедности. Всего из 12 млн под осовременивания попали 5,6 млн человек.
— Какова судьба спецпенсий?
Их не будет. Точка. Есть пенсии по возрасту — здесь формула для всех одна. Есть пенсии за выслугу лет, это дело касается силовых структур. Там совсем другой закон. Но мы его тоже будем менять. Что важно — закон дал возможность просматривать пенсии регулярно, а не от выборов к выборам. И люди вот ждут — когда будут выборы!
— Опять же — что будет с научными пенсиями?
Их не будет, как и спецпенсий. Для научных порядок расчета выгоднее и стартовая пенсия у них выше. Но со временем, когда пенсии будут у всех расти, а у них нет, им выгоднее будет перейти на общую систему.
— Прокомментируйте обыски у вашего заместителя Привалова
Я посоветовал бы обращаться в правоохранительные органы. Был обыск, но никаких подозрений и обвинений не выдвигалось.
— Расскажите о конфликте между ветеранскими организациями. Почему ветеранские организации, в которых были найдены сомнительные люди, с сомнительными биографиями, и которые тратят средства на организацию мероприятий типа «Бессмертный полк» …
Послушайте … У нас страна правовая? Правовая. Законы у нас действуют? Действуют. Я должен выполнять закон, как я могу не выполнить его? Если я выполняю закон, которые ко мне претензии?
— Но есть подозрения о деятельности данных организаций.
Если они есть, пусть те, у кого они есть, обратятся в правоохранительные органы и те или подтвердят, или опровергнут.
— А вы не думали самостоятельно обратиться в правоохранительные органы?
У меня упреков к любой организации нет. Если граждане недовольны, им не нужен посредник в виде меня. Я не занимаюсь политической деятельностью, и не буду разбираться кто там хуже, кто лучше. Я не могу предъявлять претензии, я не полицейский! Если у меня есть по отношению к подчиненным сомнения, я обращаюсь к правоохранительным органам.
— Сколько они получили средств?
80 млн грн. Но, обращаю внимание, вопрос — кто является распорядителем средств. У нас есть государственная служба по делам ветеранов. Я финансирую эту службу, а служба распределяет между ветеранскими организациями. Я понимаю политические мотивы, но я не делю эти средства. Средства делит государственная служба.
— Какие данные у вас по безработице?
Есть разные данные. Данные государственной службы занятости — 400 тыс. Человек. Но не каждый безработный обращается туда. Эта цифра — это цифра безработных людей, ищущих работу в Украине. А по данным международного агентства труда, у нас около 1,9 млн безработных.
— То есть 4% …
Примерно так. Мы учитываем все эти расчеты. Но есть еще третья цифра. 26 млн человек у нас есть трудоспособного возраста. 26 млн трудоспособного возраста, и 16 — занятых. Добавляем к 16 почти 2 млн безработных — имеем почти 18. А где еще 8? Вот это вам теневой потенциал экономики и тех, кто уехал за границу.
— Детенизация слаба.
Одно министерство не может все на себе вытянуть, но мы делаем кое-что. Одним движением с подъемом минималки мы детенизировали больше 220 млрд грн. зарплат. Мы увеличили штрафы за нелегальную занятость, и передали эти полномочия на местный уровень. И это эффективно, потому что во время децентрализации НДФЛ идет в местный бюджет. Таким образом, каждый мэр заинтересован в официальном трудоустройстве. Кроме того, пенсионная реформа делает выгодным официальное трудоустройство. Детенизация — это не то, что делается быстро. Но это то, что можно сделать, если изменить правила на такие, которые помогали бы человеку реализоваться. И мы это делаем! У нас есть еще также несколько задумок, но я не буду их пока анонсировать, чтобы «рабовладельцы» не успели адаптироваться!
— Вас критиковали за те самые высказывания, что украинцы много едят. Прокомментируйте — или вы действительно имели в виду то, что вам было предписано?
Мне как-то говорил один умный человек: никогда не объясняй ничего. Умные поймут сами. Дуракам — ты не объяснишь.
— А как вы на еду тратитесь?
Я не здесь типичный человек. Во-первых, я министр. Я получаю немного другие деньги, но у меня и работа другая … Во-вторых, я имею ряд проблем со здоровьем, которые требуют немного другого питания, определенной диеты. Я не хотел бы об этом говорить. Но я живу среди людей и знаю их потребности. Я не живу в Конча-Заспе, я не живу за забором. И когда мне рассказывают о том, какие бедные украинцы — не надо … я рос и живу среди них и знаю, как живут люди. И когда некоторые бывшие политики из-за заборов говорят о том, какой плохой сейчас министр, их надо спросить, что они сделали, чтобы украинцы сегодня не жили в бедности …
Беседовал Сергей Костеж