Томос для Украины: экс-советник Путина рассказал о смертельном ударе

По словам Илларионова, получение Украиной томоса более важно для будущей свободной России, чем для украинцев сегодня

Томос для Украины: экс-советник Путина рассказал о смертельном ударе
Автор Желізняк Олександр в Новости/Социальная правда

Бывший советник президента Российской Федерации Андрей Илларионов заявил, что получение автокефалии Православной Церковью Украины — это очень важное событие для свободных граждан будущей свободной России.

Как передает НАРОДНАЯ ПРАВДА, об этом он написал в своем Живом журнале.

Илларионов отметил важность этого события именно для россиян и заявил, что «для свободных граждан свободной России это событие чем-то даже более важна, чем даже для граждан самой Украины».

«Получение независимости украинской церковью — это смертельный удар по важнейшему ( пока еще сохраняющемуся) элементу российской имперской институциональной инфраструктуры (РИИИ). Полная ликвидация имперской институциональной инфраструктуры, очевидно, является совершенно необходимым предварительным условием самой возможности создания свободного российского общества. При сохранении обломков имперской институциональной инфраструктуры появление свободной России, судя по всему, невозможно «, — отметил эксперт.

По словам Илларионова, создание автокефальной церкви Украины — это абсолютно необходимый предварительный этап на пути к свободной России.

Российская имперская институциональная инфраструктура, создававшаяся в течение столетий, начиная, как минимум, с середины 16-го века, и достигшая к концу 1980-х годов пика мощи, главными своими элементами имела следующие:
1. партийный (в виде КПСС и компартий стран-сателлитов);
2. государственный и межгосударственный (в виде советского государства и государств т.н. социалистического содружества);
3. армейский (в виде Советской Армии и Организации Варшавского Договора);
4. спецслужбистский (в виде в основном непубличного интенсивного сотрудничества спецслужб);
5. православный (в виде РПЦ, осуществлявшей контроль за своей канонической территорией), при этом объективности ради следует признать, что в коммунистическое время РПЦ в силу ряда очевидных причин играла вспомогательную роль по сравнению с четырьмя первыми элементами.

Первый контур российской имперской институциональной инфраструктуры – на уровне т.н. социалистического содружества (союз компартий стран-сателлитов, ОВД, СЭВ) подвергся декомпозиции во время президентства М.Горбачева.

Демонтаж второго контура российской имперской институциональной инфраструктуры – на уровне Советского Союза (роспуск/преобразования КПСС и компартий союзных республик, роспуск СССР, ликвидация Объединенных Вооруженных Сил СНГ) был начат во время перехода власти от М.Горбачева к Б.Ельцину. К 2014 году этот процесс был частично завершен, частично приостановлен, частично повернут вспять. Как известно, во время украинской революции выяснилось, что руководители ряда силовых ведомств Украины являются гражданами России, а во время захвата Крыма тысячи украинских военнослужащих и силовиков, включая высших офицеров, перешли на службу агрессору, являвшемуся одновременно бывшим имперским центром.

Почти пятилетняя конвенциональнаая война против Украины существенно ослабила армейский и спецслужбистский элементы РИИИ на территории этой страны, повысила уровень озабоченности государственных элит в других постсоветских республиках наличием и деятельностью таких же элементов на их территории.

В целом по состоянию на конец 2018 г. – начало 2019 г. первые четыре элемента РИИИ на территории бывшего Советского Союза либо перестали существовать (единая правящая партия, единые вооруженные силы), либо были существенно ослаблены (межгосударственное объединение СНГ, союз постсоветских спецслужб).

Однако фактически ничего подобного не произошло с пятым элементом РИИИ – Руской православной церковью. За исключением возникновения спорных ситуаций в Эстонии и Молдове РПЦ сохранила практически нетронутой как свою структуру, так и свои претензии на т.н. русскую каноническую территорию. К последней относятся, по аргументации идеологов РПЦ, вся территория бывшего СССР (за исключением Грузии и Армении), а также территории Монголии, Китая, Японии, США, Канады общей площадью свыше 53 млн. кв.км, или более 35% территории земной суши.

Получилось, что четыре (более недавние по происхождению) российские имперские институции либо полностью исчезли, либо существенно сжались в своих размерах. Однако пятая (наиболее древняя по происхождению) институция не только сохранилась, но и претендует теперь (с 1989 г.) на территории, превышающие по размерам те, какие когда-либо контролировались четырьмя первыми. На таком фоне выбор нового приоритета для стихийного имперца, не слишком озабоченного, какой именно идеологии (коммунистической или православной) воскуривать фимиам, становился совершенно естественным. Православие становилось не просто неизбежным, но и наилучшим инструментом потенциальной реинтеграции бывшего – нового имперского пространства. Неслучайно все запущенные в публичный оборот формулы т.н. единой русской нации, т.н. русского мира, т.н. русской культурной территории включали в себя православие как неизбежный ключевый элемент.

В силу наличия самой концепции канонической территории (существующей только в православии и отсутствующей в католицизме, не говоря уже о протестантизме) и особенностей интерпретации этой концепции идеологами РПЦ ослабление и последующая декомпозиция пятого элемента Российской имперской институциональной инфраструктуры в принципе не могли быть осуществлены без предъявления внешних обоснованных претензий на всю или часть канонической территории РПЦ (в интерпретации РПЦ).

В соответствии с общеправославной концепцией канонической территории такие претензии в принципе могут быть признаны со стороны существующих церквей только в случае появления независимых государств, состоятельность которых доказана временем, а серьезность намерений по формированию в них самостоятельных поместных церквей подкреплена недвусмысленным запросом со стороны их высших государственных органов.

Поэтому само появление независимой украинской церкви в принципе могло состояться только при наличии указанных трех условий:
— появления самого независимого государства Украина;
— четко выраженного запроса на создание самостоятельной национальной церкви со стороны высших органов этого государства;
— тесного сотрудничества государственных органов Украины с той действующей церковью, какая только и способна юридически поддержать таковой запрос и выдать канонический документ о создании новой церкви (то есть сотрудничества с Вселенским Патриархатом).

Таким образом, процесс декомпозиции пятого элемента РИИИ начался по основным канонам деимпериализации – путем национального восстания, поддержанного внешними союзниками восставших. Именно этот процесс для будущей свободной России и является самым ценным результатом украинской церковной независимости. Увы, избавиться от имперскости РПЦ ни сама РПЦ, ни российское общество в целом самостоятельно не в состоянии.

Украинская церковная независимость знаменует собой начало постепенного превращения имперской природы нынешней РПЦ в национальную церковь. Со временем это поможет – как иерархам и клирикам РПЦ, сегодня пытающимся сохранить несохранимое, так и государственным чиновникам, пытающимся воспользоваться имперским наследием РПЦ для осуществления своих геополитических проектов, – освободить их сознание от имперских химер и перенаправить их ресурсы вместо имперских на национальные проекты.

Совершенно очевидно, что вслед за Украиной, получившей церковную независимость, последуют и другие государства, территории которых пока еще находятся под контролем РПЦ. Понятно и то, что этот процесс займет время. Но исключительно важно то, что он наконец-то начался. Потому что без него создание, сохрание, развитие свободного неимперского российского общества представляется маловероятным. За эту неоценимую помощь свободные российские граждане бесконечно благодарны восставшим украинцам. А также Священному Синоду Вселенского Патриархата и лично Патриарху Варфоломею.

Напомним, польская «Газета выборча» отметила, что получение Украиной Томоса об автокефалии означает для Кремля потерю «канонического пространства», который Москва считала своим с Переяславской рады 1654 года. «Это историческое поражение России, а для Владимира Путина — заслуженная политическая катастрофа», — говорится в публикации.

Источник: Народная Правда