КБ «Южное» приехало в Ле Бурже с «бумажными» проектами

КБ «Южное» приехало в Ле Бурже с «бумажными» проектами
Автор Желізняк Олександр в Новости

Paris Air Show — крупнейшая и наиболее престижная авиакосмическая выставка в мире, которая проходит раз в 2 года и демонстрирует новейшие разработки ведущих предприятий авиа- и ракетостроения, космической и оборонной индустрии.

В этом году 53-й парижский авиакосмический салон проходил с 17 по 23 июня и представил стенды почти 2.5 тысяч компаний из 50 стран. Свои разработки традиционно продемонстрировали и украинские флагманы: КБ «Южное», Южмаш, Антонов, Мотор Сич, Ивченко-Прогресс и Укроборонпром.

Loading...

Украинскую делегацию возглавил гендиректор КБ «Южное» Александр Дегтярев. Наши специалисты провели ряд встреч и переговоров по вопросам импортозамещения, налаживания и развития сотрудничества в сфере освоения космоса. Уже на второй день мероприятия появилась информация, что украинская сторона подписала соглашение, детали которого пока не расглашаются.

КБ «Южное» представило в Ле Бурже макет новой ракеты

В этом году КБ «Южное» впервые приехало в Париж с макетами вместо натурных моделей. На стенде предприятия были выставлены муляжи действующей ракеты-носителя «Антарес» и перспективных разработок: РН «Циклон-4М», «Циклон-1М», «Маяк-SH-5» и микроспутника дистанционного зондирования Земли «YuzhSat-1».

Наибольший интерес у посетителей вызвала ракета «Циклон 1М», которую КБ «Южное» планирует строить вместе с Польшей и запускать с плавучего космодрома в Черном море. Об этих грандиозных планах Александр Дегтярев объявил 14 июня, за 3 дня до выставки.

«Сейчас КБ «Южное» отрабатывает планы сотрудничества с несколькими европейскими странами. Среди потенциальных европейских партнеров можно назвать Польшу, которая ранее выразила интерес к совместному с Украиной созданию новой европейской ракеты-носителя легкого класса», — заявил Дегтярев.

По информации КБ «Южное», «Циклон- 1М» — трехступенчатая ракета легкого класса с грузоподъемностью до 750 кг на солнечно-синхронную орбиту Земли (до 500 км). Ракета будет работать на паре «керосин–кислород» — экономичном жидкостном топливе. Двигатель второй ступени проектируется на основе компонентов, напечатанных на 3D принтере.

Цена запуска «Циклон-1М» пока не известна, но предполагается, что она будет конкурентной и позволит Украине занять нишу на рынке запусков мини — спутников и кубсатов весом от 0.5 до 100 кг. Сегодня фаворитом в этом сегменте выступает американская аэрокосмическая компания «RocketLab». Но грузоподъемность ее ракеты Electron в три раза ниже, чем у будущего «Циклона».

Запуски ракеты планируются с плавучего космодрома в Черном море. Еще в феврале 2019 года в КБ «Южное» и Южмаше заявили о намерении построить универсальный пусковой комплекс для ракет легкого класса в Херсонской области на побережье Бугского и Днепровского лиманов. Однако, как и в случае с большинством громких заявлений Александра Дегтярева, дальше самих заявлений дело не зашло.

Есть сомнения и по поводу реализации проекта «Циклон-1М». Описание ракеты отсутствует в разделе «Техника» на официальном сайте КБ «Южное», а это значит, что изделие, скорее всего, находится лишь в начальной стадии разработок, и до создании прототипа еще далеко.

«Циклон-1М» — повтор «Циклона -4»?

Похожая ситуация уже была у КБ «Южное» с проектом «Циклон-4». В 2004 году Украина подписала договор с Бразилией, по которому обязалась усилиями КБ «Южное» и Южмаша построить ракету-носитель среднего класса Циклон-4 для запусков с бразильского космодрома Алькантара.

Проект затянулся на 11 лет. За это время КБ «Южное» так и не удосужилось предоставить окончательную чертежную документацию, не говоря уже о создании прототипа для испытаний. В итоге бразильская сторона разорвала контракт по причине «многократного удорожания проекта и сомнительных перспектив его реализации».

Потери украинского государства составили 800 млн.usd. Сегодня проект заморожен и фактически забыт, а вот КБ «Южное» как ни в чем не бывало «строит» новую ракету «Циклон 4М», теперь уже с канадцами.

В этот раз ситуация развивается значительно быстрее. За два года в КБЮ  продвинулись до стадии испытаний носового обтекателя. Но необходимо учитывать, что «Циклон 4М» — не кардинально новая разработка, а лишь модификация «Циклон 4», поэтому предприятие Александра Дегтярева снова отстает по срокам, хотя сам он заявлял, что «Циклон 4М» планируется запустить уже в конце 2019 года.

Цена «медвежьих» услуг Александра Дегтярева

КБ «Южное» приехало в Ле Бурже с «бумажными» проектами

КБ Южное — денежная дыра госбюджета

Лучезарный оптимизм гендиректора украинского флагмана ракетостроения давно диссонирует с реальным положением дел в отрасли. КБЮ постоянно докладывает о новых разработках, но все они фактически являются модифицированными версиями ракет еще советской эпохи. Мало того, работа над большинством озвученных проектов не продвигается дальше  чертежной документации. Причины видятся не в слабом финансировании отрасли, а в элементарном саботаже и нецелевом использовании бюджетных средств под видом активной, но безрезультативной деятельности.

Александр Дегтярев постоянно сетует на нехватку средств для проектных и испытательных работ, при этом, запросто тратит миллионы бюджетных гривен на сопутствующие расходы: обновление автопарка предприятия дорогими иномарками, проведение помпезных торжеств, конференций, заказ медалей и подарков к юбилею предприятия. Немалую сумму составляет и зарплата чиновника – 5.5 млн. грн в год.

Конечно, никто не отрицает, что государственная поддержка космической отрасли в Украине ничтожна. Но, во-первых, почти все дотации и так достаются главному предприятию, то есть КБЮ, а во-вторых, никто не запрещает КБЮ привлекать к совместным проектам зарубежных партнеров с их инвестициями. Другое дело, что новые партнеры не спешат сотрудничать с предприятием Александра Дегтярева, а старые только и делают, что разрывают контракты.

Напомним, что в начале 2019 года о прекращении сотрудничества с Украиной по поставкам ракет «Зенит» объявила корпорация S7, владеющая правами на «Морской старт» и «Наземный старт». Сегодня это единственные программы, в которых задействованы украинские Зениты, но с 2022 года S7 планирует заменить их на российские «Союз-5», более мощные и экономичные.

И в этом главная проблема КБ «Южное» и всего украинского космоса – отсутствие новых конкурентных разработок. Из крупной космической державы, входящей в пятерку самых сильных в мире, Украина превратилась в аутсайдера. Поэтому и едут на выставку макеты вместо натурных моделей, рискуя никогда не отправится в небо под украинским флагом.

Деградацию отрасли могло бы спасти принятие закона, открывающего путь для частных инвестиций в украинское ракетостроение, но в мае голосование в Раде по этому вопросу было провалено. Очевидно, функционеров на местах все устраивает.   Они продолжают выжимать последние соки из украинского космоса, оставляя ему все меньше шансов на спасение.

Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ
Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...