Денис Башлык: Моя принципиальная позиция — контакт с чиновником должен быть минимальным

Денис Башлык: Моя принципиальная позиция — контакт с чиновником должен быть минимальным
Автор Мария Правдова в Экономическая правда/Публикации
Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ

О том, какие задачи перед собой ставит Госгеокадастр, которое имеет значение открытый режим доступа к информации, и как рынок земли может повлиять на экономику Украины, в интервью “НАРОДНОЙ ПРАВДЕ” рассказал Денис Башлык, Глава Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

 С конца ноября 2019 года вы занимаете должность Председателя Госгеокадастра. Какие приоритетные задачи Вы для себя ставите?

Loading...

Когда я шел на конкурс, разработал стратегию «Кадастр 2.0», что предполагает переход от обычной забюрократизированности учреждения, которое создает все возможные бюрократические проволочки для бизнеса и людей, в структуру, которая качественно будет функционировать по всей цепочке земельного процесса. Скажем, меня интересует определенный участок. Я прихожу в район. Хочу получить объективную информацию о земле, понять, хочу ли я становиться частью этого процесса. В таком случае важно, чтобы эта служба была клиентоориентированной. Во-вторых, важно, чтобы информация из ГГК, которая ранее находилась в закрытом доступе стала доступной как для рядовых граждан, так и для бизнеса.

Почему?

Я сторонник того, что информация, которая формируется за счет налогоплательщиков, должна быть в открытом доступе. Поэтому, мы начали открывать информацию, для примера координаты земельных участков или наши приказы.

А как раньше объясняли закрытость информации?

Раньше довольно часто звучала такая ответ: законодательством предусмотрено предоставление информации в такой-то способ, но функция предоставления информации не разработана. Словом, вакуум неразработанной функции. Мотивации были разные, мол, страна находится в состоянии войны, а потому нельзя открывать координаты земельных участков и тому подобное.

Какое значение имеет увеличение прозрачности в работе ГГК в контексте подготовки к рынку земли?

Несмотря на то, когда откроют рынок земли, нашей задачей является реализация всех решений Верховной Рады. Поэтому, пока имеем время , чтобы показать готовность и эффективность работы Кадастра, что он не является преградой для внедрения рынка земли.

Сегодня уже никто не будет спорить, что у нас нормально работает рынок аренды. Для меня главное, чтобы все вопросы, касающиеся нашей компетенции, были открытыми и прозрачными.

Почему сегодня есть сопротивление рынка земли? Потому, что людей пугали тем, что у нас нет Кадастра, что он на бумаге. Однако, с 2013 года у нас Кадастр не на бумаге. Сейчас его наполняемость составляет 73%. Принимая во внимание размеры нашей страны это очень большой процент. Поэтому, продолжаем работать так, чтобы при условии запуска рынка земли завтра, проблем с Кадастром не было.

А каким способом это облегчает обыденность для граждан и бизнеса?

Если говорим о людях, мы упростили регистрацию земельного участка. Теперь все можно подавать онлайн. Моя принципиальная позиция – контакт с чиновником должен быть минимальным. Этот та цепочка, которую надо разорвать. Есть закон, есть нормы, есть установленные законодательством сроки.

Сегодня у нас уже работает система экстерриториального согласования документации землеустройства – это когда вы предоставляете документацию, а она попадает в некую область, ее проверяет независимый эксперт. Когда мы ввели эту систему, количество согласования документации возросло до 87%, до этого было 46%. Разница – это коррупционный вакуум, который был раньше. Подобное вводим по регистрации земельных участков, сейчас разрабатывается экстерриториальная регистрация земельного участка. В общем, задача – уменьшить количество отказов по регистрации до 4%. Мы уверенно идем к этой цели. Еще несколько месяцев назад было 35%, сегодня – 14%. Введем экстерриториальность – будет еще меньше.

Если говорим о бизнесе, недавно мы инициировали встречу с бизнесассоциациями, решали их проблемные кейсы. Планируем повторять эту практику раз в два-три месяцаи. Потому что есть разное чтение Закона, которое порой противоречит интересам бизнеса. Поэтому, мы будем своеобразной «бизнес-няней» в сфере земельных отношений.

Часто у нас в Законе одно, а в других нормативных документах прописано так, что возникает проблема, противоречие, искривление. Что надо шлифовать?

Есть вещи, которые неурегулированные. Например, электронные опционы земельных торгов. Есть Закон, который это все четко регламентирует. Был пилотный проект, который не может длиться более двух лет, он закончился, мы вернулись к старой процедуре.

В общем, все наше законодательство довольно архаичное. Сейчас есть политическое «окно возможностей», Рада может быстро и эффективно работать, что нельзя сравнить с медлительностью работы парламентариев предыдущего созыва. Это окно возможностей нужно использовать. Как субъект законодательной инициативы, мы уже подали много постановлений относительно усовершенствования и дерегуляции процедур, например, по созданию новой национальной инфраструктуры геопространственных данных.

Что это?

Публичная кадастровая карта Украины и вообще Национальная кадастровая система это данные сугубо о участка, объекты, границы населенных пунктов, оценки и тому подобное. Но мы понимаем, что есть лесной, водный, градостроительный кадастр, есть частные структуры, которые создают свои геоинформационные системы. Вси эти данные достаточно рассеяны.

Если вы инвестор и хотите узнать информацию о каком-то объекте, то в «одном окне» вам этого не сделать. Надо пойти в 10 разных служб, чтобы собрать всю информацию. Мы же хотим, чтобы все было на одной платформе: ви заходите на портал, где и получаете всю информацию об участке который вас заинтересовал. То есть: какой там проходит трубопровод, какая оценка этого участка, его история и тому подобное. Не только сведения о земельном участке, кадастровый номер и площадь, а все, что есть и может быть интересным для инвестора. Такой законопроект есть. Он прошел первое чтение. Надеюсь, что пройдет и второе. У нас уже есть пилотный проект, где люди смогут увидеть, что это, как пользоваться, какая выгода для государства.

Противники рынка земли часто приводят кейс АПК Аргентины как анти пример для земельной реформы. Сторонники рынка приводят более многочисленные удачные варианты – преимущественно модели, ориентированные на фермеров. На ваш взгляд, какая иностранная модель приемлема для Украины?

На мой взгляд, нельзя взять какую-то модель и наложить на наши реалии, ожидая, что все заработает. У нас мораторий и 28 лет продолжается мораторий и перманентная «земельная реформа». За это время сложились условия, которые не сочетаются с другими моделями. Однако, та модель, которая нарабатывается сегодня, учитывает те риски, которые могут появиться, и в ней есть четко предусмотренные предохранители.

Сегодня рынок искривлен в сторону аренды. Есть такая логика, что финансовый порог земельного банка для входа в агробизнес нулевой. В условиях моратория на продажу земли, аграрный бизнесмен договаривается с пайщиками, собирает урожай, а потом с того же урожая рассчитывается с владельцами участков. Когда откроется рынок земли появится более конкурентная бизнес-модель. У человека, который является владельцем земли, всегда будет альтернатива: сдавать землю в аренду или продавать ее по выгодной цене.

Денис Башлык: Если внедрить технологию блокчейн, то базы данных между собой будут согласовывать изменения и соответственно, от манипуляций с реестром со стороны «нечистых на руку» регистраторов можно будет избавиться навсегда.

Вопрос о привлечении средств. По тем законодательствам и законопроектам, что есть сегодня, какие у вас предсказания по привлечению?

Я не экономист, тут мне предметно говорить сложно. Есть исследования Всемирного банка, там прогноз по росту ВВП в диапазоне 1.6-1.9% в год. Понимаем, что сегодня доход государства от купли-продажи земли – ноль. Во-вторых, никто при коротких договорах аренды не хочет серьезно инвестировать. Это понятно. Если же гарантировать права на землю, то это еще один стимул вкладывать в переработку, а не работать с сырьем по просторной логике: засеял, собрал, транспортировал и продал в порту. Если переработка будет, то это другая добавочная стоимость, другой экспорт. Эффект для экономики понятен.

Долгое время говорили о переходе ГГК на технологию блокчейн. Что это – массовая мода или реально нужная вещь?

Пилотный проект действительно был запущен. В теории, если ты кадастровый регистратор, то ты можешь изменить целевое назначение земли , потом все менять обратно, но за это время можно кучу всего зарегистрировать

Если же внедрить технологию блокчейн, то базы данных между собой будут согласовывать изменения, и от манипуляций с реестром со стороны «нечистых на руку» регистраторов можно будет избавиться навсегда.

Так, в законопроекте 2194 – это дерегуляция земельных отношениях, которая былв принята в первом чтении, блокчейн в Земельном кадастре четко прописан. Мы понимаем, что это не очень дешевая история и не быстрая, но к этому надо идти. Это национальная безопасность и это мировая практика.

Какие реестры для вас важны, чтобы и ваш реестр работал и далее рынок земли заработал?

Критически важные для рынка земли два реестра – наш и реестр Минюста. На сегодня вопрос относительно обмена информацией уже урегулирован, но есть куда расти – должен быть постоянный онлайн-обмен данными, а не один раз в сутки. Для функционирования рынка земли нужен еще лесной кадастр и водный кадастры, чтобы они официально были интегрированы с нами. Там остаются вопросы по защитным полосам, природно-заповедному фонду, земле лесного назначения. Кабмин недавно принял важное постановление, где сделал официальными все слои, которые сегодня есть на Публичной кадастровой карте. Мы туда уже нанесли лес и водный фонд.

Раньше это были просто данные, которые принесли на флешке коллеги из Гослесагентства, а после принятия постановления – это официальная информация, которая может быть использована при определенных сделках.

Ваш прогноз по рынку, по всей инфраструктуре, когда это все согласуется и заработает?

Сложно спрогнозировать, но есть один факт. Есть много земли, которая не находится под мораторием. Это земля личного крестьянского хозяйства. Если откроете OLX, очень много земли продается, покупается. Никаких проблем ни с рейдерством, ни с регистрацией в Кадастре. Все работает. Поэтому нужны четкие правила игры, чтобы все их понимали, нужно установить предохранители для незащищенных слоев населения.

А как рынок будет развиваться, какова будет динамика ценообразования? Есть прогнозы?

Мы делали соцопрос. Примерно 7% людей хотят продать свои земельные участки после отмены моратория. Это же еще наша ментальность, нужно увидеть, как оно все у соседа будет, а потом и себе сделать. Опыт европейских стран показывает, что после открытия рынка земли цена первый год держится на уровне ожидаемой, а затем происходит стремительный рост. Это мировой опыт. Надеюсь , что и в Украине будет так же.

Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...