Война за растаможку «евроблях» и экспансия электромобилей в Украине: что будет дальше

Война за растаможку «евроблях» и экспансия электромобилей в Украине: что будет дальше
Автор Мария Правдова в Экономическая правда/Публикации
Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ

О том, кто из “евробляхеров” продолжает противостояние с правительством, как штрафуют за нерастаможенные автомобили, когда электромобили начнут активно вытеснять бензиновые авто, в интервью “НАРОДНОЙ ПРАВДЕ” рассказал автоэксперт Владимир Мукан.

Недавно представители “євробляхерів” встречались с властями. Какая там сейчас ситуация, какие новые правила растаможки?

Loading...

Сейчас много шума, но суть не меняется. Если не ошибаюсь, уже было три отсрочки. Осенью, после победы Зеленского и “Слуг народа” на выборах, сделали последнее отсрочку. Политсила президента обещала вернуться к решению этого вопроса, но ничего не сделали, нового законопроекта не написали. В начале января была встреча Авакова, Гончарука и руководителя «АвтоЄвроСили» Ярошевича в правительстве. О чем они там договорились – неизвестно.

Ярошевич имеет интерес – уменьшение стоимости растаможки євроблях. Зато законопроекта никакого не внесли. Пойдет ли власть на новые уступки? Не знаю, недавно председатель Верховной Рады говорил, что к вопросу растаможки “євроблях” парламент в ближайшее время приступать не будет, потому что в приоритете земельный вопрос. Пока все эти процессы идут, владельцам “євроблях” начали поступать сообщения о штрафах размером 170 тыс грн. Именно на такую сумму штрафуют тех, кто вовремя не растаможил “євробляхи”.

А это сколько водителей, точнее — автомобилей?

Если говорили вообще, основная часть владельцев растаможили авто прошлого года где-то до мая, тогда действовали скидка на растаможку в размере 50%. Большинство пошли на этот компромисс – растаможили свои автомобили. Есть те, кто не растаможивал. Часто это владельцы очень старых машин и владельцы автомобилей с очень большим объемом двигателя – 5 или 6 литров. И тоже старые. Старые и мощные автомобили дорого растамаживать. И все же основное количество машин была растаможена. Даже на дорогах сейчас чувствуется, что их стало меньше.

А как формируется цена на растаможивание автомобиля?

Сейчас базовый акциз для старых автомобилей такой: умножают базовую ставку пошлины на коэффициент, который зависит от года выпуска автомобиля, а также на объем двигателя машин. Если берем пятилетний “Фольксваген Гольф”, выйдет где-то 3600 евро пошлины. Нынешнюю формулу внедрили в прошлом году после того, как начали протестовать “євробляхери”.

Сейчас это работает так: при растаможке платят ввозную пошлину, акциз, налог на добавленную стоимость и таможенные платежи. Дороже всего обходится НДС — 20% от цены автомобиля. Базовая ставка акциза на бензиновые машины — 50 евро, на дизельные — 75 евро. Сумму растаможки высчитывается таким образом — базовая ставка пошлины умножается на коэффициент в зависимости от года выпуска и объема двигателя транспортного средства.

Если берем пятилетний “Фольксваген Гольф” с бензиновым двигателем 1,6 литра за 10 тысяч евро, который куплен в Германии или Польше, то за растаможку придется заплатить 3140 евро. А именно 550 — евро ввозной пошлины, 400 — евро акцизного сбора, 2190 — налога на добавленную стоимость.

Какие аргументы сейчас выдвигают “євробляхери”?

Они хотят еще больше снизить этот акциз. Считают такую схему дорогой. Также они хотят отменить коэффициент возраста в формуле расчета растаможки.

А это дорога, на ваш взгляд, схема?

Она действительно может быть дорогой для машин, которые имеют 25 лет и очень мощный двигатель. Эти машины почти ничего не стоят в Европе, но их растаможивание дорогое. С другой стороны, это автомобили высокого класса. Это не машины для повседневного передвижения или коммерции. Думаю, ввоз таких нерастаможенных автомобилей в Украине – это бизнес. Теперь этому бизнесу урезают объемы и прибыли. А власть делает отсрочку и проводит встречи, потому что им надо показать движение “навстречу людям”, потому что это же тоже избиратели. Как на меня, власть продолжает традицию “глупой политики”.

Почему?

Потому что они сами побуждают украинцев не соблюдать законы. Почему продолжаются традиции? С 2011 по 2013 год в Украине говорили, что права “книжечкой” выходят из обращения, поэтому их нужно срочно менять на пластиковые. Сознательные люди пошли менять права. Потратили на это по 5-7 часов, а люди, которые ехали из сел в областные и районные центры — еще больше. Заплатили еще и 500 грн за перевыпуск посвідчдения. Затем власти продлили еще на полгода замену. Потом уже сказали, что права этих “книжечек” не так и много осталось, так пусть они действуют пожизненно. По “євробляхах” несколько похожая ситуация. Уже пошли на компромисс, уменьшили на 50% все платежи, потом продлили, потом опять.

Штрафы уже начали присылать. Кстати, в каком правовом статусе человек, которому пришел штраф на 170 тыс гривен? Что дальше?

Штраф нужно оплатить. Если штраф не оплачен, то он подается в исполнительную службу. Исполнительная служба передает письмо в МВД. Там машину объявляют в розыск. Это не означает, что автомобиль будут искать. Просто когда водитель превысит скорость либо совершит самое мелкое правонарушение, полицейский сразу обнаружит его в розыске, а потом авто заберуть на штрафплощадку. Далее полиция составляет протокол. Протокол передают в суд, который за 2 месяца принимает решение, что деньги надо оплатить. Потом, видимо, владелец автомобиля будет приносить справки по безработице. Это все может затянуться на годы. Так это работает в реальности.

Как льготную растаможку в прошлом году повлияло на рынок?

— Существенно. В Украину в прошлом году, за счет “євробляхерів”, зарегистрировали подержанных автомобилей в четыре раза больше, чем новых. Это повлияло на рынок — подешевели даже новые машины, которые были подержанными. В 2019 году зарегистрировали 88 тыс новых авто и 408 тысяч подержанных. Соответственно, рынок насытился подержанными автомобилями и автомобили опустились в цене, как подержанные, так и новые.

2019 год был период, когда надо было покупать авто?

Так. Цены на подержанные автомобили низкие и сейчас. Ибо просел и рынок новых, в автосалонах упал спрос, они начали снижать цены. Интересно, что Украина уже не первый год входит в 10-ку лидеров по распространению электромобилей, у нас это происходит за счет подержанных электромобилей из Северной Америки. Мы были прошлый и позапрошлый годы на 9 и 10 местах. В этом году мы с этого рейтинга, наверное, випадемо, потому что в США считают процент электрических машин в сравнении со всем рынком. Поскольку украинский рынок в прошлом году увеличился бензиновыми и дизельными авто, процент электрических автоматически снизится во всей совокупности.

Какое будущее электромобилей в Украине?

У нас, в принципе, в этом направлении дела идут неплохо. Уже больше 2 7193 тыс. зарядных станций по всей Украине. Более 200 скоростных станций, преимущественно в городах — миллионниках. Электромобиль можно заряжать тремя способами. Первый: дома от розетки, так “Теслу” можно заряжать 17 часов, “Ниссан Лиф” – 8 часов. Второй способ: зарядные станции, которые есть на заправках или в супермаркетах. Время зарядки там вдвое быстрее домашний. Третий: суперскоростные зарядки. Они “Ниссан Лиф” заряжают полностью за 35 минут, а “Теслу” — 2 часа. Чистых электромобилей у нас уже более 1411 тысяч. Только в прошлом году завезли 7,5 тысяч. У нас ситуация с этим намного лучше, чем в РФ, Польше, Беларуси и Румынии.

Почему?

Я бы отметил три основных факторах. Первый: наш рынок насыщается не новыми автомобилями, а бывшими в употреблении. 92% машин, которые привезли в Украину за 2019 год, есть бывшие в употреблении электромобили. Обычно их покупают разбитыми в США. Если взять самый популярный японский автомобиль “Ниссан Лифт”, то битым из США его можно привести за $10-12 тыс. Ремонт в Украине дешевле, чем в ЕС или США. Вторая причина: наша электроэнергия является одной из самых дешевых в Европе. Следовательно в Украине выгоднее эксплуатировать электромобили, чем в Германии, Бельгии или Польши. Третье: у нас электромобилей бизнес построен на плечах мелких предпринимателей. Если в соседних странах ЕС выстраивают большие сети с продаж, то у нас это бизнес “партизан”, москитная структура. Поэтому он очень гибкий, там большая конкуренция, небольшая наценка, а результат выгоден для покупателей и продавцов.

Когда электромобили станут более массовыми в Украине?

Это зависит от развития технологий, прежде всего аккумуляторов. Сейчас самый популярный японский “Ниссан Ліфв” проезжает примерно 140-160 км на одном заряде батареи. Применяемый Французский Еелектромобіль “Рено” примерно столько же, хотя они декларируют до 200 км, итальянский “Фиат” – так же. “Тесла” в дорогой комплектации проезжает 500 км. , Но это премиальный электромобиль, который для нашего рынка недоступен в массовом формате. Все ожидают появления доступного электромобиля с большим запасом хода. Уже есть американский “Шевроле Болт”, который проезжает 400 км, но цена этой 3-летней виваної машины в примерно 600 тысяч гривен там еще не устраивает скромного украинского потребителя. Думаю, окончательный переход на электромобили мы почувствуем, когда на нашем рынке появятся дешевые китайские электромобили с запасом хода на одном заряде более 300 километров.

Почему китайские? Которая должна быть конкретная цена, чтобы это не было дорого для большинства наших соотечественников?

У китайцев весь автопром дешевый за дешевизны рабочей силы. Одновременно китайцы быстро копируют технологии конкурентов и масштабируют их. Вот когда они удачно, скажем так, заимствуют технологии, тогда рынок начнет быстро насыщаться электромобилями.

Если говорить о ценовой порог доступности для массового потребления на нашем рынке, то это до $1620 тыс за новый электромобиль, который будет проходить на одном заряде более 250 км. Вот когда такой автомобиль появится, украинцы начнут активнее переходить на электромобили. Я прогнозирую, что появление таких автомобилей, и переход на них в Украине состоится до 2035 года. Это будет постепенно. Пока что электромобиль воспринимают как второй автомобиль для семьи или городское авто. Полноценной заменой электромобиль могут воспринимать только владельцы “Теслы”, но это очень единичные и состоятельные люди, которые не могут создать массового потребления в Украине.

То есть, как я понял, инфраструктура у нас сейчас нормальная для нынешнего количества электромобилей?

Да, инфраструктура у нас достаточное. Кроме того, появилась информация, что “Тесла” откроет в Украине три скоростные зарядки, которые будут бесплатны для авто их машин, сделанных в 20186 года. Это сигнал, что следующим шагом будет свое СТО. После этого — постоянное представительство “Теслы” в Украине. В Польше они уже открыли такие скоростные зарядные станции, а в Украине – еще нет.

Я знаю, что в Германии они вже купили площадки под завод.

Да, они строят завод в Германии. Строят завод в Китае. Поэтому они будут заходить на рынок очень серьезно, в частности и в Украину.

Как сейчас растамаживается электромобиль?

— У нас очень лояльные правила растаможки электромобилей. НДС платить не нужно, ввозная пошлина — также. Акциз рассчитывают так — 1 евро за 1 киловатт батареи электромобиля. То есть если покупаем электромобиль “Ниссан Лиф” с 25-киловаттной батареей за рубежом за 10 тысяч евро, то вместе с этим акцизом стоимость машины составит 10025 евро.

 

Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...