Как оплачивать кредиты во время карантина: полезные советы

Миллионы украинцев не в состоянии вовремя оплачивать кредиты из-за карантина

Как оплачивать кредиты во время карантина: полезные советы
Автор Романова Марі в Экономическая правда/Новости

В Украине продолжается карантин, а это значит, что миллионы украинцев временно остались без работы, при этом у большинства из них есть кредиты. 

Как передает НАРОДНАЯ ПРАВДА, Национальный банк Украины уже обратился к кредиторам с настоятельной рекомендацией — облегчить участь заемщиков.

Loading...

Что предлагает НБУ

НБУ потребовал от банков своевременно реагировать на экономические проблемы, обусловленные пандемией коронавируса.  Регулятор направил банкам письмо с рядом рекомендаций для работы с заемщиками. Кроме того, НБУ временно ввел особые правила, согласно которым кредиты, которые обслуживались по состоянию на 1 марта 2020 года и будут реструктуризованы до конца сентября 2020 года, не будут считаться такими, на которые распространяются отдельные признаки дефолта.

Реструктуризации подлежат кредиты тех заемщиков, которые понесли финансовые трудности из-за ограничительных мероприятий, связанных с пандемией, и не способны вовремя обслуживать кредиты. Условия и срок реструктуризации определяются банком с учетом экономических потребностей заемщика. Реструктуризации должны, с одной стороны, смягчить влияние кризиса на финансовое состояние заемщиков, а с другой — не создавать рисков потери банками капитала.

Инициировать реструктуризацию кредитов могут как банки, так и их клиенты. Банки получают от клиентов-юрлиц подтверждение фактов существенного временного снижения доходов или прекращения работы. При этом банкам рекомендовано проинформировать клиентов о возможности реструктуризации кредитов любым удобным способом. В сообщении должно быть указано, какие кредиты могут быть реструктуризованы и на каких условиях.

Согласно правилам НБУ, физическое присутствие клиентов в отделении банка для проведения реструктуризации не нужно. Банк самостоятельно определяет порядок предоставления либо оформления документов для реструктуризации, предпочитая использовать дистанционные каналы коммуникаций.

НБУ рекомендует банкам применять подходы к реструктуризации, предусмотренные «Положением об организации процесса управления проблемными активами в банках Украины». Однако, по мнению руководства НБУ, типичными подходами являются:

  • Освобождение клиентов от возврата основной суммы кредита по графику на период не менее чем время действия карантина или других ограничений из-за пандемии. Соответственно, срок выплаты кредита может продлеваться.
  • В случае сложных обстоятельств клиентам может быть предложена капитализация процентных платежей. Это позволит бизнесу оставаться ликвидным, а физическим лицам — поддерживать необходимый уровень текущего потребления.
  • Учитывая ожидаемые среднесрочные экономические последствия ограничительных мер, предлагается при реструктуризации базироваться на предположении, что восстановление платежеспособности клиентов, которые попали в затруднительное финансовое положение, начнется не ранее 3 квартала 2020 года.
  • Банки не должны ухудшать условия по кредитам по результатам реструктуризации. Реструктуризация не может приводить к повышению эффективной процентной ставки. Банки не должны требовать от клиентов никаких явных или скрытых комиссий за проведение реструктуризации.
  • Банки могут не ухудшать оценку финансового состояния заемщиков на основе информации из бюро кредитных историй о выполнении клиентами — физическими лицами обязательств по договорам в период действия карантина.

«Гражданин, имеющий потребительский кредит в банке, может написать заявление с просьбой провести реструктуризацию в связи с последствиями карантина. Постановление НБУ имеет рекомендательный характер и не определяет конкретный перечень документов, подтверждающих необходимость реструктуризации для клиента. Устанавливать такой перечень было бы нерационально, так как у каждого клиента своя индивидуальная история. Однако единым для всех является факт проведения ограничительных мер в связи с пандемией, от которой пострадали практически все. Поэтому банки в обязательном порядке рассмотрят заявление и пойдут навстречу по реструктуризации. Эффективная реструктуризация и восстановление платежеспособности клиентов — в интересах и самих банков, а не только клиентов. Поэтому в заявлении достаточно будет указать причины необходимости реструктуризации. Например, потерял работу или источник дохода, отправлен в отпуск за свой счет, заболел и так далее», — прокомментировал Фактам реструктуризацию управляющий партнер консалтинговой компании «Финансовая студия» кандидат экономических наук Евгений Невмержицкий.

Он также пояснил, что такое капитализация процентов. По его словам, это присоединение их к телу кредита:

«То есть в случае, если клиент не может в данный момент заплатить проценты вовремя, банк добавляет сумму процентов к телу самого кредита и следующий период платежа будет учитывать проценты на всю сумму. Это будет означать, что клиент получил дополнительный кредит на сумму процентов и таким образом рассчитался вовремя с банком. Такая форма работы банка с клиентом является вполне логичной и нормальной и не в период карантина, а в случае возникновения у клиента необходимости отсрочить платеж по кредиту. То есть карантин только подталкивает банки к использованию современных подходов к эффективному управлению рисками, что уже давно применяется в цивилизованном мире и без глобальных форс-мажорных обстоятельств».

Ранее премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что  правительство рассматривает возможность ослабления карантинных мер в стране, чтобы запустить экономику.

При этом глава МВД Арсен Аваков не исключает, что карантин из-за пандемии коронавируса может быть продлен до двух месяцев.

Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ
Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...