Гибридная служба, или что кроется под вывеской ДФС

Гибридная служба, или что кроется под вывеской ДФС
Автор Марія Петренко в Публикации

8 апреля Офис Генпрокурора открыл уголовное производство по заявлению экс-министра финансов Игоря Уманского о коррупции в налоговых и таможенных органах. Публично объявлено, что через схемы по НДС в бюджет ежемесячно поступает около 5 миллиардов гривен. Речь идет о так называемое скручивание и возмещения “левого” НДС.

Loading...

Названия фирм и описания целых схем с легкостью можно найти на многих сайтах и Телеграмм-каналах. Но если тщательно опікуване кем-то из власть имущих беспредел Верланова и К уже не вызывает удивления, в пору вспомнить еще одну службу, которая имеет прямое отношение к ликвидации упомянутых схем.

Следовательно, Государственная фискальная служба – ведомство, под вывеской которого фактически скрывается “горячо любимая” коммерсантами малого и крупного бизнеса налоговая милиция. Реформирование ДФС фактически предусматривало ликвидацию налоговой милиции. А одним из ключевых требований Президента к парламенту и правительству было создание уже до конца 2019 года нового единого органа по борьбе с экономическими преступлениями Бюро финансовых расследований. Реализация задачи Гаранта Конституции была выполнена с точностью до наоборот – голосования соответствующего законопроекта успешно провалилось в Раде, а Кабмин и вовсе ничего не сделал в этом направлении.

Как результат, Государственная фискальная служба де-юре разделилась на две службы – таможенную и налоговую. В состав налоговой службы должны были перейти и следственно-оперативные подразделения налоговой милиции.

Опять не срослось – отдадим должное необыкновенной сообразительности лысеющего покериста. Господину Верланову удалось убедить свою бывшую шефіню Маркарову оставить силовой блок в составе ДФС. Мол, покажем мировому сообществу, какой сервисной сделали налоговую службу и избавили бизнес от постоянного давления оборотней в погонах налоговых милиционеров. Как результат, 2020 год бизнес встречал под пристальным контролем уже 3 служб, но главное, отчету Минфина об исполнении требования МВФ о разделение сервисной и фискальной функций.

Пиар действительно некоторое время работал. При этом нигде не афишировалось, что ДФС осталась полноценным силовым органом со всеми полномочиями, обращенными официальной постановлением того же Кабмина с подачи Оксаны Маркаровой.

Тем более, в ноябре 2019 года при помощи Комитета Даниила Гетманцева удалось решить основную организационную проблему – убрать слишком самостоятельного и неподконтрольного первого заместителя Председателя ДФС Сергея Билана. Оставалось только выбрать на его место правильную замену.

На горизонте появился тогдашний начальник следствия налоговой милиции ДФС Сергей Солодченко, который усердно потрудился со своими покровителями в Верховной Раде над устранением неугодного Билана, который также стоял на пути самостоятельного “правления” начальника оперативного Главка генерала Лесного. Положительном и “некоммерческом” Сергею удалось убедить в полной лояльности ряд нужных депутатов. Пришлось еще заверить Министра финансов в перспективе создание собственного, едва не “карманного следствия”, но где теперь Оксана Маркарова…

Как бы там не было, уже 3 месяца Солодченко управляет мощным механизмом ДФС, что сохранился в полном функционале, и на который при всем желании не влияет Председатель ГНС Верланов, который погряз в коррупции. В связи с этим справедливо поинтересоваться достижениями ДФС в борьбе с налоговой преступностью, резонансными розкриттями и успехами в наполнении государственной казны.

Странно, но пазлы опять не складываются.

О том, как “рисуются” следователями налоговой милиции показатели возмещений по направленным в суд делам вообще ходят легенды. Если по результатам акта проверки налоговые ревизоры насчитали некоторые суммы – не спешите их обжаловать. Все равно следователи зарегистрируют уголовное производство, но сразу предложат свой вариант налогового компромисса. Чтобы “не делать нервы” (всевозможные обыски, изъятия, аресты и прочие неудобства), вам посоветуют выбрать подходящую для суда кандидатуру из ваших бухгалтеров, финансистов и т.д. Главное растолковать, что никакой ответственности лицо (читай, “козел отпущения”) не понесет, потому что пойдет в суд после того, как будут уплачены начисленные налоги.

“На каком основании я должен платить? Я же не согласен с выводами проверяющих” – спросите вы. И снова услышите о долге и неизбежный процесс досудебного расследования со всеми вытекающими неприятностями. Но обязательно сообщат и хорошую новость – оказывается платить придется, но деньги не пропадут. Нужно только в суде показать платежку, что деньги уплаченные в качестве погашения убытков в уголовном производстве. А потом, с чистой совестью идите в другой “справедливый” суд и получайте решение о неправомерности доначислений налогов. В итоге, у вас в чистом виде возникнет переплата, можно даже попытаться ее вернуть. Но это будет потом…

Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Коротко о резонансы-2020.

Такие есть, но связаны почему-то исключительно с выявлением правоохранительными органами фактов коррупции среди сотрудников ДФС:

  • Хмельницкая область – взятка следователя 2 тысячи долларов;
  • Днепропетровская область – взятка следователя 11 тысяч долларов;
  • Офис крупных плательщиков – обыски ГБР у следователя по уголовному делу о получении взятки;
  • Полтавская область – обыски ГБР у заместителя начальника по уголовному делу о получении взятки.

И “вишенка на торте” – 7 апреля сотрудники НАБУ задержали начальника следствия ДФС в Киевской области Александра Чепеля на взятке в 50 тысяч долларов. Как видим, география достаточно широкая. Только причина везде одинаковая – взятки. Может, для сегодняшней ДФС эта болезнь серьезнее коронавирус?

Согласно информации на сайте ДФС, кардинально меняется структура службы. Кто знает, возможно это реакция на «подвиги» коррумпированных сотрудников.

Настораживает другое, из состава специализированных подразделений исчезли отделы оперативных проверок заявленных к возмещению сумм НДС (это минимум “магарыч” от Сергея Верланова), отделы по выявлению экономических преступлений в таможенной сфере (отдельный респект уже от Максима Нефедова).

Справедливости ради, не умолчим о достижениях.
Прежде всего, это полная и окончательная “победа” над конвертационными центрами. Здесь все просто. Согласно разъяснению, за подписью Солодченко, понятие “конвертационный центр” нет в уголовной юриспруденции. Нет понятия – нет проблемы. Жаль, что СБУ и Нацполіція этого не понимают.

Получить истинное наслаждение от уверенной победы мешает официальная статистика ДПС – оказывается, в прошлом году ликвидировали 59 этих самых “конвертов”. До сих пор загадка, сколько из них дошли до суда – это очень непубличная информация.

Достоверно известно следующее – каждое пятое “конвертационное” производство закрывается следователями ГНС в связи с отсутствием уголовного правонарушения. В переводе для нормального человека это означает, что никакого преступления не совершалось, но официальных извинений не будет.

Неудобные вопросы после закрытия производства нивелируются примерно следующим образом:

  • Во время обыска изъяли какие-то тысячи валют (?) – так их вернули (!). Естественно, по решению суда.
  • Забыли откорректировать победный отчет, а фактически сфальсифицировали официальную отчетность (?) – так это ошибка нерадивого учетчика из вспомогательного подразделения (!).
  • Один из депутатов ВР предыдущего созыва Андрей Журжий годами упорно пытался добиться от руководства ДФС, в том числе и от Сергея Солодченко, реальных цифр наполнение бюджета от ликвидации “конвертационных центров”.

Рискнем предположить, что эта неприятная во всех отношениях для сегодняшних руководителей ДФС тема, останется информацией сугубо внутреннего пользования, ввиду отсутствия предмета обсуждения (напомним: нет “конвертов” – не о чем говорить).

Гораздо удобнее для отчета (читай пиара) подходит сумма лимита НДС, арестованного в системе электронного администрирования налогов.

Это очередная победа или “ноу-хау” председателя ДФС Сергея Солодченко.

Рецепт успеха прост. В фабулу уголовного производства прилагаются сомнительные с точки зрения следователя структуры, в которых на электронных счетах достаточно средств для регистрации налоговых накладных.

За текстами ходатайств в суд все они причастны к преступным схемам с НДС (тех самых, к которым так тяготеет Верланов). Аргументы настолько обоснованные, что суд принимает единственно правильное решение – немедленно наложить арест на их НДС-счета.

Эффективность следственных действий не вызывает сомнений, если не учитывать, что повторяются с завидным постоянством одни и те же признаки:

  • Уголовное производство, в рамках которого выносился арест, как правило, не связано с участниками, которые возникли снова;
  • Судьи, которые приняли решение о наложении ареста, также принципиально принимают немедленное решение о его снятии;
  • Решение суда о снятии ареста исполняется немедленно (в среде сотрудников ДФС исполнитель таких решений следователь по фамилии Сафонов получил прозвище “человек-кнопка”).

Когда речь идет о миллионах гривен арестованных сумм, интересно понимать, насколько пополняется бюджет за счет подобных арестов.

Кроме названных стратегических улучшений”, конечно, нужны были кадровые назначения:

  • Максим Беспалов – начальник обновленного Главного следственного управления ДФС (ранее ГСУ ФР ДФС), налоговый следователь с профессиональным кредо “как бы чего не вышло”. Правильно назначить на эту должность собственного кума, который не примет ни одного самостоятельного решения?
  • Владимир Ткаченко – начальник нового Главного управления оперативно-розыскной деятельности ДФС, кадровый милиционер, для которого в налоговом лексиконе пока понятно только слово “Кодекс”. Сколько понадобится времени и станет руководитель районной полиции специалистом в раскрытии налоговых преступлений?

Немалое удивление относительно структуры также вызывает количество “приложенных сил” – подразделений, сотрудники которых не имеют специальных (милицейских) званий. Их функции полностью дублируются с коллегами из ДПС и никак не связаны с противодействием налоговой преступности.

При этом тщательный анализ Госбюджета-2020 указывает на единственную возможность существования службы – статья “Затраты на реорганизацию ДФС” в размере 473,17 миллиона гривен. Как видите, не густо на 5 тысяч человек штата ДФС и непонятная количество “зависших” в стадии перехода работников старой структуры. Нехитрые расчеты доказывают, что с таким бюджетом средняя зарплата сотрудника не может превышать 4-4,5 тысяч гривен в месяц.

Но позвольте, а как же тогда утверждены оклады по новому штатному расписанию: руководитель службы – 29 400 гривен, рядовой инспектор – 8 500 гривен, оперуполномоченный – 5 900 гривен? Получается такая “гибридная” служба с малопонятными задачами и совсем непонятными источниками финансирования.

Напомним, что в начале апреля Кабинет Министров подготовил предложения по сокращению бюджета в разных сферах, больше всего пострадали наука, образование и культура. Не отсюда ли возьмутся средства на содержание “карманной” армии дознавателей?

Что же на самом деле кроется под маской гибридной ДФС?

Считаем, что ответ очевиден.

Тупые и безграмотные действия руководителей “институционально слабых” (см. Министра финансов Марченко) налоговой и таможенных служб плюс остановка бизнеса в условиях COVID-19 скоро приведут к прогнозируемому финалу – воровать из бюджета будет ничего.

И тогда возьмутся за тех, у кого еще что-то можно забрать. “Белый” бизнес, который сегодня так на словах защищают чиновники и народные депутаты всех мастей и рангов. А сделают это руками фискалов, только на время притихших профессиональных экономических вишибайл.

Думайте, господа!

Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ
Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...