Прописка и регистрация: какая между ними разница и что стоит учесть

Прописка и регистрация: какая между ними разница и что стоит учесть
Автор Желізняк Олександр в Новости/Социальная правда

Когда мы говорим о государственной системе учета граждан, то обычно используем термины «регистрация» и «прописка».

Как передает НАРОДНАЯ ПРАВДА, EtСetera разбирался, есть ли между ними разница и, если есть, в чем она состоит.

Loading...

ЧТО ТАКОЕ ПРОПИСКА?

Прописка – это государственная система контроля миграции населения, сложившаяся в Российской империи, получившая развитие и широкое применение в СССР. Ее главный принцип – жесткая привязка к постоянному месту жительства. Этот механизм был введен в 1932 году. На тот момент регистрацией граждан занимался Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Начиная с 1940-х годов эта функция перешла к МВД СССР и местным органам власти.

Внесенная в паспорт информация о месте жительства служила основанием для получения медицинской помощи, работы, жилья.

Прописка в Украине была отменена в 2003 году, хотя сам институт был признан неконституционным еще в 2001 году.

В 2003 году был принят Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Вместо прописки появилась система регистрации.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЕГИСТРАЦИИ?

Согласно вышеупомянутому Закону, была введена добровольная регистрация граждан по месту проживания или пребывания. В 2016 году Кабинет Министров Украины утвердил Постановление №207 «Об утверждении Правил регистрации места проживания и Порядка передачи органами регистрации информации в Единый государственный демографический реестр».

Согласно постановлению, регистрацией граждан занимаются исполнительные органы местной власти и Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ).

Отметим, что оба термина (и «прописка, и «регистрация») употребляются до сих пор и для большинства граждан являются взаимозаменяемыми.

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ (по состоянию на апрель 2020 года)

Место жительства гражданина – место, в котором он проживает на протяжении 6 месяцев и больше.

Для оформления регистрации нужно подать:

1. Заявление о регистрации места жительства.

2. Документ, в который вносятся сведения о месте жительства (паспорт). Если ребенок не достиг 16 лет – подается свидетельство о рождении.

3. Квитанция об уплате административного сбора.

4. Документы:

— право на проживание в жилье (ордер, свидетельство о праве собственности, договор найма, поднайма, аренды);

— решение суда, вступившее в законную силу, о предоставлении лицу права на вселение в жилое помещение;

— признание за лицом права пользования жилым помещением или права собственности на него, или права на регистрацию места жительства или другие документы:

— право на пребывание или взятие на учет в специализированном социальном учреждении, заведении социального обслуживания и социальной защиты лица;

— прохождение службы в воинской части, адрес которой указывается при регистрации.

В случае отсутствия указанных документов, регистрация места жительства осуществляется с согласия собственника/совладельцев жилья, нанимателя и членов его семьи.

Указанные документы или согласие не требуются при регистрации места жительства несовершеннолетних детей по адресу регистрации места проживания родителей (одного из родителей) или законного представителя (представителей).

5. Военный билет или удостоверение о регистрации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет или находящихся на воинском учете).

6. Заявление о снятии с регистрации места жительства (в случае осуществления регистрации места проживания одновременно со снятием с регистрации предыдущего места жительства).

ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ?

В апреле 2018 года Офис реформы админуслуг обнародовал проект Закона об упрощении регистрации места проживания.

Главные новшества, которые предлагаются:

— для регистрации места проживания достаточно подать онлайн или лично только один документ – декларацию (сейчас: 4-5 документов);

— регистрация осуществляется в момент обращения (сейчас: 1 день – по закону, и от 15 минут до 10 дней – на практике);

— отменяется необходимость в справках, подтверждающих место жительства и состав семьи – все органы, имеющие право знать о месте проживания, получат информацию из Единой информационной системы (сейчас: такие справки требуются при предоставлении 19 административных услуг);

— отменяется внесение сведений в паспорт как обязательное условие регистрации (поставить отметку можно будет по желанию лица);

— владельцы (другие распорядители), родители, органы опеки — информируются о регистрации;

— регистрация блокируется – сразу после поступления жалобы в орган регистрации (онлайн, лично, по почте);

— установлен четкий механизм соблюдения законности при проведении проверок.

Как ранее отмечала НАРОДНАЯ ПРАВДА, Министерство образования и науки решило изменить порядок зачисления детей в школы. Согласно изменениям, первоочередное право на зачисление в школу будут иметь дети, проживающие на территории, закрепленной за ней. 

Добавим, что в Украине могут наконец отменить введенное большевиками еще в 1925 году понятие прописки и производной от нее — обязательной регистрации по месту жительства. В Верховной Раде представлен законопроект, который приблизит нас к цивилизованному Западу и предложит украинцам новую онлайн-систему декларативной регистрации. 

Источник: Народная Правда
загрузка...