Член ВСП Светлана Шелест: Судебная реформа — не оставить камня на камне?

Член ВСП Светлана Шелест: Судебная реформа — не оставить камня на камне?
Автор Марія Петренко в Публикации

От перманентного реформирования судебной власти не первый год лихорадит всю страну. Постоянная смена правил игры во время реформирования реформированного в итоге приводит к оттоку судей и уменьшению доступа к правосудию граждан. Примечательно, что при любой власти находятся семь нянек, которые знают как будет лучше для судебной власти и своими «благими намерениями» по улучшению регулярно вымащивают дорогу всем известно куда.

Loading...

При этом обусловливают необходимость перераспределения полномочий, ликвидации или создания новых структур в судебной власти, введение различных надзорных и контролирующих структур над органами судейского самоуправления и судьями, опираясь на предвзятые суждения, субъективные оценки, а часто просто мифы. Очевидно, что попытки обвинить судебную ветвь власти во всех существующих грехах и смирить ее, продиктованы далеко не национальными интересами.

Для того, чтобы реформаторский пыл не утихал, обществу целенаправленно навязывают клише о преступных судьях, недоброчестности Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС), Высшего совета правосудия (ВСП), которые, якобы, не хотят пройти очищение, что-то блокируют, кому-то препятствуют. Стрелы в сторону судов и органов судейского самоуправления летят от политиков, государственных органов, так называемых экспертов, граждан, средств массовой информации. Происходит системное торпедирование форпоста правосудия. На этом фоне позиция судов относительно целесообразности и эффективности реформаторских шагов, которые идут в разрез с Конституцией Украины, остается гласом вопиющего в пустыне.

Во время принятия новых законов, стратегий и концепций игнорируют профессиональное мнение профильного сообщества. Как следствие, применение на практике непрогнозируемых инициатив, часто порождает правовой хаос. Например, изменение Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторых законов Украины относительно деятельности органов судейского самоуправления» № 193-IX количестве и субъектов назначения членов ВККС без установления переходного периода, остановила отбор и оценивание судей, невозможным осуществление ВСП отдельных полномочий. Фактически были созданы существенные препятствия эффективному судопроизводству и ухудшен доступ граждан к правосудию.

Примечательно, что судебная ветвь власти, в том числе и ВСП, предупреждала о возможных негативных последствиях еще на этапе законопроекта – до принятия документа в качестве закона. Профессиональную позицию проигнорировали и приняли пролоббированный экспертами из общественных организаций закон, который парализовал кадровые процедуры. В заложниках оказалось все общество, поэтому Конституционный суд Украины остановил действие некоторых норм Закона № 193-IX. Сейчас нужно срочно исправлять предыдущие нелепые исправления. В частности принимать президентский законопроект «О внесении изменений в Закон Украины о судоустройстве и статусе судей и некоторых законов Украины относительно деятельности Верховного Суда и органов судейского самоуправления» №3711, который должен разблокировать работу ВККС и наполнения судов кадрами.

На самом деле на практике упорядочить законодательную базу, согласовав ее с нормами Конституции Украины, чрезвычайно сложно. Группы влияния не прекращают свои попытки закрепить в новых нормативных актах положения, которые уже были признаны противоречащими Основному закону. Например, пытаются воскресить Комиссию по вопросам добросовестности и этики при Высшем совете правосудия, которая состоит в том числе из международных экспертов и должен обеспечивать подотчетность членов ОРУ и ВККС. И это несмотря на то, что Конституционный Суд Украины отменил эту норму, подчеркнув, что деятельность таких институтов при конституционном органе, которым является ВРП, противоречит конституционно-правовому регулированию.

Идея привлекать международных экспертов к формированию судейского корпуса и органов судейского самоуправления вызывает простой вопрос: неужели среди более 40 миллионов граждан Украины нет профессиональных людей, которые могут гарантировать прозрачные процедуры отбора? Неужели нужно порождать сомнение в независимости, суверенитете нашего государства, расписываться в полной несостоятельности украинцев и впадать в зависимость от иностранных специалистов – экспертов, надзирателей, контролеров? На самом деле такие действия противоречат статье 38 Конституции Украины, которая четко устанавливает, что только граждане Украины имеют право участвовать в управлении государственными делами. Думаю, никто не возразит, что формирование судейской ветви власти является государственным делом. И привлекать к этому делу якобы независимых, а на самом деле зависимых от иностранного капитала экспертов, выглядит абсурдным и противоправным. Согласно Основным принципам независимости судебных органов, одобренных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 и 13.12.1985), независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать независимость судебных органов и придерживаться ее.

Однако, эти предостережения не останавливают лоббистов и они любой ценой стремятся влиять на государственные решения. Недавно Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции выставило на общественное обсуждение очередной «перл» – проект Антикоррупционной стратегии на 2020-2024 годы. Можно с уверенностью утверждать, что его утверждение приведет к аннуляции независимости судебной ветви власти.

Документ сразу «бьет в лоб» безапелляционным утверждением о высоком уровне недоверия общества к Высшему совету правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины, обусловлен их якобы непрозрачной деятельностью и о недостаточной добродетельности судей. В проекте прослеживается избирательный подход и попытки переложить ответственность за коррупционные правонарушения из всех государственных институтов именно на судебную власть. При этом не берется во внимание то, что по действующему законодательству есть все возможности «промониторить» судейский корпус, ведь и кандидаты в судьи, и судьи подают декларацию добропорядочности судьи и декларацию родственных связей; декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления. И за ложные сведения в декларациях существует соответствующее наказание.

И новаторы считают, что существующих требований к судьям не достаточно, а поэтому проект предлагает Комиссию по вопросам добропорядочности, две трети которой будут составлять представители международных партнеров и общественности, привлечь к:

проверки действующего состава ВРП на предмет добропорядочности и профессиональной этики;

отбора новых членов ОРУ и ВККС;

разработки критериев добропорядочности и профессиональной этики для квалификационного оценивания судей и отбора новых судей;

проверки добропорядочности кандидатов в судьи;

отбора судей, которые в кассации будут пересматривать решения по делам об высокопоставленная коррупцию.

Кроме норм относительно откровенного вмешательства в работу институтов судебной власти, проект содержит ряд неуместных предложений. В частности, предлагается установить, что административные должности в судах судьи будут занимать по очереди, в течение непродолжительного времени (не зависимо от организационных способностей и желания судей). Это не соответствует Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей», согласно которым административные должности в судах являются выборными. Также хотят отменить закрепленный статьей 125 Конституции Украины принцип территориальности и розглядити дела в режиме реального времени независимо от местонахождения сторон и суда. Противоречит статье 62 Основного закона и нормам Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод предложение проекта применять при оценке добропорядочности судей / кандидатов на должность судьи стандарт доказывания «обоснованное сомнение в добропорядочности». Это когда сомнения в добропорядочности судьи толкуются против судьи. Очевидно, инициаторы таких изменений презумпцию невиновности никогда не слышали, поэтому руководствуются принципом «ты судья – значит априори виноват».

Высший совет правосудия считает, что предложенные проектом изменения ставят под угрозу принцип независимости судебной власти от исполнительной ветви власти, к которой принадлежит НАЗК. Уничтожающей критике подвергли положения проекта Совет судей Украины, Ассоциация развития судейского самоуправления, Ассоциация судей хозяйственных судов Украины, Всеукраинская ассоциация судей в отставке, более восьмидесяти судов различных инстанций и юрисдикций. Судьи считают, что принятие проекта в редакции, предложенной НАЗК, нарушит принцип верховенства права в Украине, ведь он противоречит основным принципам конституционного строя.

Что произойдет, если мнение судейского сообщества в очередной раз будет проигнорировано? Можем лишь представить себе масштаб проблем, порожденных воплощением новелл проекта Антикоррупционной стратегии в законодательство. Этот документ фактически разрушает устои государственности – разделение власти на три независимые ветви и подчиняет систему правосудия образованием с непонятным статусом. Хотелось бы, чтобы негативный опыт внедрения непродуманных изменений останавливал их инициаторов. Ведь порожденное ими разбалансировка в деятельности институтов и броуновское движение крайне опасны для государства. Пора положить конец антиконституционным фрагментарным изменениям. Ведь эксперименты над судебной властью – это эксперименты над гражданами Украины.

Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ
Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...