Механизм роспуска Конституционного суда Украины

Механизм роспуска Конституционного суда Украины
Автор Марія Петренко в Публикации

Адвокат, кандидат юридических наук Сергей Войченко рассказал о возможном по сценарию Зеленского роспуске Конституционного Суда Украины.

Loading...

Конституционный и одновременно политический правовой кризис, который своими действиями вызвал Офис Президента, его окружение и сам президент, не признавая решение Конституционного Суда Украины, это правовой коллапс, который может иметь очень серьезные последствия в виде отношения государства в целом к ​​судейской системе, так и отношение граждан к этой системе. Фактически такими действиями президент принижает роль судебной ветви власти, несмотря на то, что у нас парламентско-президентская республика, и президент не является главой даже исполнительной ветви власти, а функции президента несколько ограниченны. На самом деле это разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти используют большинство стран мира, тем более институт конституционного судопроизводства как раз и создан для того, чтобы в определенной степени уравновешивать в том числе и некоторые решения, которые принимаются в государстве.

Понятно, что о проблемах антикоррупционного законодательства неоднократно говорилось специалистами и надо отметить, что не один Зеленский создал основы этих вопросов, но ни он, ни Вениславский, ни кто-либо из Офиса Президента не дали обществу ответ на простой вопрос: а каким же образом они доказывали свою правоту в суде? Каких именно аргументов, кроме того, что им не дадут больше кредитов и нам не будет, что распилить, они не предоставили КСУ, к чему он мог бы прислушаться и принять другое решение?

Что касается самого роспуска КСУ, то давайте вернемся к тому, что Конституционный суд состоит из восемнадцати судей. Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда по результатам конкурсного отбора. Сейчас в КСУ находится пятнадцать действующих судей. Итак, на сегодняшний день заполнены все шесть вакансий от Президента Украины. Тупицкий А.Н. принял присягу 15 мая 2013, а давайте напомним, что срок пребывания судьи в должности 9 лет или до достижения им предельного семидесятилетнего возраста. Головатый С.П. назначен по квоте президента принял присягу 2 марта 2018, Касминин А.В. -19 сентября 2013, Колесник В. П. — 27 января 2016, Лемак В.В. -2 марта 2018, Майские В.Р. -27 января 2016.

По квоте Верховной Рады пока вакантные два места в суде, ведь назначены только четыре судьи: Завгородняя И.М., Первомайский А.А., Сас С.В., Слиденко И. Д .. Президент мог бы инициировать свою политическую силу назначить двух судей, но почему он этого не делает, а хочет распустить суд и уже рассматривает также возможность роспуска парламента. А что ж? Гулять так гулять!

От съезда судей избраны Городовенко В.В., Кривенко В.В., Литвинов А.Н., Филюк П.Т., Юровская Г.В., но также есть одна вакантная должность. То есть, так называемой перезагрузкой это не ограничится. Стоит сказать, что ни законопроект Владимира Зеленского, ни Разумкова, не предлагают пути решения этой ситуации, а скорее напоминают ведро бензина, причем высокого октанового числа, вылитое на открытый огонь.

Не нужно забывать об определенных гарантиях, которые предоставляет судьям КСУ Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» и ст. 20 этого закона определяет, что полномочия судьи КС прекращаются в случае истечения срока его полномочий, достижения им семидесяти лет, прекращения гражданства Украины или приобретения им гражданства другого государства, вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или объявления умершим, признания недееспособным или ограниченно дееспособным, вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него за совершение им преступления, смерти.

К возможным причинам освобождении от должности судьи КС относятся неспособность выполнять свои полномочия по состоянию здоровья, нарушения судьей требований относительно несовместимости, совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение своими обязанностями, подачи им заявления об отставке. Но при этом само решение об освобождении от должности КС предусмотрено в ч.1 ст.22, где указано, что такое решение принимается самим Конституционным Судом. Итак, этот вопрос зависит исключительно от суда.

А также ст.24 дает определенные гарантии независимости и неприкосновенности судей. Поэтому, стоит отметить, что судья не может быть привлечен к ответственности за голосование в связи с принятием судом решений и предоставления им выводов, указано в ч.3 ст.24. То есть при таких обстоятельствах есть четкое понимание, что законодатель при создании КСУ устанавливал определенные меры предосторожности, для определенной категории лиц, чтобы они не наделали глупостей и чтобы все-таки КС имел признаки независимости. Поэтому заявления председателя фракции партии «Слуга народа» Давида Арахамия о том, что они даже будут просматривать финансирования являются попытками давления, за которые рано или поздно придется отвечать.

Итак, перезагрузка КС возможно лишь, если судьи напишут заявления об отставке, что является нонсенсом, и две трети самого состава проголосуют за это. Но если начнут голосовать, все равно ничего не получится, ведь после первого голосования и первых увольнений, они не смогут собрать кворум в две трети, а значит процесс замкнутый, полный нонсенс и юридическая чушь в условия которой сама власть себя и поставила.

Хотите читать новости в другом формате?
Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА
Подписаться можно ЗДЕСЬ
Источник: Народная Правда
загрузка...
загрузка...