Как пандемия COVID-19 ударила по экономике Украины

Как пандемия COVID-19 ударила по экономике Украины
Автор Желізняк Олександр в Экономическая правда/Новости

Экономика Украины серьезно пострадала из-за пандемии COVID-19.  Доллар подорожал на 20%, реальные зарплаты выросли только на 5%. В целом, экономика страны просела. При этом рост цен затормозился почти втрое по сравнению с 2019 годом.

Об этом говорится в материале «Сегодня».

Макроэкономика

Статистические данные показывают падение по всем отраслям, кроме строительства и розничной торговли. Причем как в денежном выражении, так и в тоннах, штуках, кубометрах и так далее. 

Промышленность и агросектор
Промышленность практически сохранила свои позиции (-0,1%). Но это в деньгах, а в штуках, тоннах и кубах имеем снижение во всех отраслях, кроме химической промышленности (+4,7%) и фармацевтической сферы (+3%). Больше всего упали показатели в машиностроении (-19,5%) и угольной отрасли (-13,8%), меньше всего – в пищепроме (-2%). В остальных отраслях снижение было не более 10%, в основном в пределах 4-6%.

Аграрии в 2020 году недобрали более 7,5 млн т урожая, что, естественно, снизило показатели отрасли.

 

Транспорт
Пассажирооборот упал более чем вдвое – на 53,9%. Услугами транспорта воспользовались 2,57 млрд пассажиров, на 40% меньше, чем в 2019 году. По словам экспертов, это легко объяснимо: из-за карантинных ограничений как внутри Украины, так и за ее пределами, люди стали ощутимо меньше путешествовать. Больше всего пассажиров потеряла авиация – минус 65% по количеству людей и железная дорога – минус 56%. Меньше всего потерял автотранспорт: минус 40% пассажиров.

Снизился и грузооборот — на 14,3% по тонно-километрам и на 11,2% по количеству перевезенных грузов. Здесь минимальные потери у железной дороги – всего 2,4%, максимальные – у автотранспорта – 21,7%.

Строительство
Отрасль оказалась в плюсах на 4%, но только за счет прироста по инженерным сооружениям – их (в деньгах) стало больше на 14,3% по сравнению с 2019 годом. Как пояснил нам Олег Пендзин, сработал так называемый эффект «Большой стройки»: строительство новых и ремонт действующих дорог, мостов и других инженерных сооружений.

Производственных зданий и жилых домов построено на 8,8% меньше, чем в 2019 году. По нежилым зданиям – на 2,7% меньше, по жилым – на 18,5%.

Экспорт-импорт и розничная торговля
Экспорт и импорт в 2020 году тоже снизились, причем экспорт упал меньше импорта: соответственно на 7,8% и на 12,5%. В деньгах экспортировали товаров и услуг меньше на 5 млрд долларов, импортировали меньше на 8,4 млрд долларов. Причем, как и в предыдущие два года, Украина имеет положительное сальдо (торговый баланс) по торговле услугами, в отличие от торговли товарами. В 2020 году он составил почти 6 млрд долларов. Для сравнения: в 2019 году положительное сальдо по услугам было 8,7 млрд долларов.

В итоге за 2020 год негативное внешнеторговое сальдо (разница между суммой экспорта и импорта) по товарам и услугам значительно уменьшилось, составив всего 255 млн долларов. Для сравнения: в 2019 году негативное сальдо было в 14 раз больше – почти 3,7 млрд долларов.

При этом сокращение на порядок внешнеторгового сальдо положительно повлияло на экономику Украины.

Эксперты разъяснили, почему в прошлом году в других странах Европы розничная торговля в условиях кризисах упала, а в Украине выросла. Главная причина феномена – валюта трудовых мигрантов, которая поступала и поступает на внутренний рынок Украины. Их заработки не только способствуют укреплению курса гривны, но и активизируют розничную торговлю. 

Как сообщалось ранее, в Украине в 2020 году средняя зарплата выросла почти на 1000 грн. Но при этом экономисты обращают внимание на рост безработицы и долгов по зарплатам.

Напомним, минимальная зарплата в Украине оказалась почти в десять раз меньше минималки, установленной в богатых странах-членах Евросоюза.

Источник: Народная Правда