Ученые установили, есть ли связь между радиацией и генными мутациями у детей «чернобыльцев»

Автор Романова Марі в Новости/Правда о здоровье

Ученые из США, Украины, Японии и России под руководством Мередит Йигер из Национального институт рака США изучили с помощью метода полногеномного секвенирования клетки зародышевой линии детей, родители которых подверглись облучению в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, и не обнаружили в них избыточных новообразованных мутаций.

Результаты исследования, которые подтверждают то, что повреждения ДНК, которые вызваны ионизирующим излучением, не передаются по наследству, опубликованы в журнале Science.

Воздействие ионизирующего излучения увеличивает мутагенез ДНК, в результате чего у людей, перенесших радиационное облучение развиваются онкологические и прочие заболевания, связанные с разрывами цепочки ДНК. Накануне группа ученых проанализировала геномы 130 детей из семей ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и технического персонала станции, подвергшихся облучению. Все дети были зачаты и родились уже после аварии в период с 1987 по 2002 годы.

Почти все наследуемые генетические вариации присутствуют в зародышевой ДНК по крайней мере одного родителя. Однако небольшое число передаваемых вариантов уникальны. Они возникают из-за случайных мутаций в гаметах, половых клетках — сперматозоидах и яйцеклетках. Именно такие мутации называют новообразованными, или мутациями de novo (DNMs). Это единственный класс геномных вариаций, которые не подвергаются эволюционному очищающему отбору, поэтому они представляют большой интерес для ученых, занимающихся наследственными болезнями.

Благодаря развитию новейших методов геномного секвенирования, только в последнее время стали возможными исследования на популяционном уровне полного тройного генома отца, матери и ребенка, что необходимо для подсчета мутаций de novo.

Сегодня ученые оценивают DNMs в популяции на уровне 50-100 новых мутаций на индивида в поколении. Результаты нового исследования показывают, что у детей, чьи родители подверглись облучению на Чернобыльской АЭС, этот показатель не превышает среднепопуляционный и у них нет избыточных мутаций в клетках зародышевой линии. Другими словами, у детей, которые родились после аварии на Чернобыльской АЭС, ученые не обнаружили заметных генетических отклонений, которые передавались бы по наследству.

Ранее один из ликвидаторов аварии на ЧАЭС, пожарный из Припяти Петр Шаврей рассказал, что еще до событий 26 апреля 1986 года был инцидент с утечкой радиации на ЧАЭС, тогда погибли шесть человек.