Нападения на детей: что нужно знать о педофилах и как защитить детей

Нападения на детей: что нужно знать о педофилах и как защитить детей
Автор Желізняк Олександр в Публикации/Социальная правда

В последнее время соцсети переполняет шквал новостей о противоправных и пугающих для родителей действиях взрослых мужчин против детей.

Ухаживания, предложения конфет — кажется, что мы наблюдаем за развитием сюжета какого-то триллера или фильма ужасов.

Но это не так. Сейчас это повседневная реальность украинского города. Та самая, по которой должны проходить дети и родители.

Неожиданный всплеск случаев педофилии и попыток растления несовершеннолетних натолкнул нас на мысль о том, что проблема, которая, как казалась, постепенно сошла на нет вместе с легендарными маньяками типа Сергея Ткача (известного, как «пологовский маньяк»), на самом деле переживает волну определенного «ренессанса».

Одним из последних сообщений в соцсетях о неприемлемом для взрослого мужчины поведении в отношении 11-летней девочки описала в своем посте ее мать, киевлянка Юлия Ламаш.

«Он стоял на следующий день, после того, как предложил ей сладости, в том же месте, где и за день до того, с пакетом различных сладостей. Сказал — «я принес это специально для тебя», пообещал дать еще. И даже пригласил уже к себе», — говорит мать девочки.

По ее словам, от беды спасло лишь то, что дочь ей все рассказала. Мать приняла меры.

«Беседу с человеком — провели. Доказать что-то с точки зрения закона — невозможно, но факт и фотофакт — есть», — рассказала она.

Мы решили поинтересоваться, какое количество дел возбуждено по статье 155 (развращение несовершеннолетних), и поинтересоваться у экспертов, почему маньяки так себя ведут и что делать родителям, чтобы уберечь детей.

Статистика: производств — сотни, осужденных — единицы

По данным Генеральной прокуратуры Украины, за год в Украине по статьям сексуальных преступлений против несовершеннолетних открывают сотни производств.

Нападения на детей: что нужно знать о педофилах и как защитить детей

Видно, что за последние годы больше представлений о сексуальных преступлениях в отношении детей было в 2013 году — более 550.

В то же время, в последующие годы цифра колебалась вокруг 400 случаев заявлений. В 2018 году было зарегистрировано 69 производств, а это — в среднем 34 производства в месяц, а следовательно — примерно 420 в год.

Впрочем, у судов — своя статистика. Оказывается, эти сотни случаев почти все закрываются или кончаются административным взысканием, мизерная часть их доходит до серьезного приговора.

Как указала нам в письме заместитель председателя Государственной судебной администрации Украины Людмила Гизатулина, по результатам 2017 были приговорены к различным приговорам 38 человек за развращение несовершеннолетних. Из них 24 получили те или иные сроки тюремного заключения. А это — менее 10% от всех зарегистрированных внедрений в 2017 или 2016 годах.

В МВД причину такого явления объясняют просто — анонимно сотрудники говорят о том, что очень часто производства закрывают из-за того, что трудно получить четкие показания жертвы, то есть — ребенка.

«Понимаешь, ребенок — живет на другой планете, по-другому видит мир, говорит на другом языке. Это я уже не говорю о таких вещах, как страх, стресс, нежелание говорить о том, что ее травмировало. Но надо как-то взять показания. Причем так, чтобы они были валидные в суде. Это трудно. Не меньше проблем есть и по опознанию», — говорит один из оперуполномоченных Киева.

Еще одна проблема — страх родственников или чувство стыда. Сотрудники МВД говорят, что заявления часто просто … забирают родители ребенка.

60% случаев педофилии происходят в семье

Нападения на детей: что нужно знать о педофилах и как защитить детей«Есть такое понятие — латентная педофилия. Я сравниваю это явление с айсбергом. Те несколько десятков случаев в год, которые доходят до суда и чем завершаются — это вершинка айсберга. На самом деле большинство его скрыта от глаз. Особенно такова проблема насилия в семье», — утверждает психолог-криминалист Юрий Ирхин.

По его словам, одна из ключевых проблем — невозможность выявить семейное насилие.

«Эффективность правоохранительных органов в такой сфере невысока, здесь больше может сыграть общественность. Потому что не может полицейский спрашивать каждую девочку на улице — «скажи, а насилуют тебя в семье». Возьмем простую схему — мама не хочет потерять свое счастье, а потому закрывает глаза и скрывает тот факт, что отчим развращает ее дочь. Такое бывает, типичная ситуация. В общем, кстати, большинство случаев педофилии — это семейное насилие. Более 60%. И это только то, что мы знаем», — говорит Ирхин.

В то же время криминалисты считают, что случаев педофилии не становится больше. Просто развитие соцсетей и медиа производит впечатление, что количество их увеличивается.

В этом убежден Руслан Сушко, криминалист, полковник, бывший главный специалист киевского главка МВД по расследованиям сексуального насилия над детьми.

«Раньше такие случаи скрывались. Сейчас это общедоступно, и это создает впечатление, что это повальное явление. На самом деле, маньяков и педофилов всегда одна количество — одних ловят, другие заводятся …», — говорит Сушко.

Почему маньяки это делают и что ими движет

Ни один маньяк не может объяснить, почему он развращает девушек. Кстати, педофилом может стать, как и маньяком, каждый – должны «удачно» сложиться обстоятельства.

Нападения на детей: что нужно знать о педофилах и как защитить детейВ этом убежден Руслан Сушко, криминалист, полковник, бывший главный специалист киевского главка МВД по расследованиям сексуального насилия над детьми.

«Это насчет маньяков, которые убивают. Живет человек, все у него хорошо. А потом убил человека по той или иной причине, понравилось — и все, пошло дело. Ни один педофил не может объяснить, почему он так делает. Один севастопольский педофил, убивший двух девушек, а всего было несколько десятков, говорил просто: «как только грудь начинает расти, это уже не интересно». Кстати — он своих девушек, которые выросли, просил приводить маленьких подружек, потому что когда старшие вырастали, становились неинтересны ему … Так вот, педофилия — это не только сексуальная девиация и извращения — когда человек получает сексуальное наслаждение от детского тела. А сам акт является сексуальным насилием. Важно, что Уголовный кодекс Украины четко говорит — любой сексуальный контакт с ребенком — это сексуальное насилие, даже если она согласилась», — утверждает он.

По его словам, все педофилов можно четко разделить на две большие группы.

«Одна группа — это собственно насильники. Которые хватают на улице, затягивают в какое-то место и насилуют. Здесь все ясно. Это люди, обычно невежественные, часто безработные, на периферии жизни, дно такое … А вот другая группа — это люди часто образованные, хорошо устроены, более того — семьи имеют! Они дают деньги девушкам, удерживают их, и таких выявить труднее», — говорит специалист.

По его словам, ко второму типу принадлежал севастопольский педофил-маньяк, который в 2011 году убил двух девочек, с которыми у него были долгое время половые отношения.

«Это был, что называется, кулак. Настоящий хозяин. Имел хозяйство, продавал мясо, дом хороший был, хорошие деньги. У него было несколько десятков девушек! Он им давал по 100-200 гривен за одно свидание. Мы взяли в обработку группу подружек погибших. Очень скоро мы обнаружили, что в их кругу общения состоит 54 человека. Все девушки 10-13 лет, из одной школы-интерната. Среди них только 5 были целомудренными. Другие жили уже полноценной половой жизнью, причем очень разнообразной», — говорит Сушко.

Причем, по словам Сушка, девочки становятся жертвами педофилов в абсолютном большинстве случаев — примерно в 90%.

«Интерес к мальчикам — это единичные, уникальные случаи. Скорее, это стереотип, на самом деле мы видим очень мало таких случаев, несколько в год», — говорит он.

Следует также отметить, что большинство маньяков-педофилов не является собственно педофилами.

«С 82 педофилов, которые сейчас сидят в тюрьме за свои «дела», лишь 2-3 можно назвать педофилами, то есть такими, какими действительно движет желание удовлетворить сексуальные желания благодаря детскому телу. Все остальные — это просто маньяки, которые либо имели такое желание удовлетвориться, не разбирали, кто перед ними, или были очень меркантильные — потому что за взрослой женщиной надо ухаживать, то ей дарить, все такое. Еще догадаться может о чем-то. А ребенку конфету дал — и все», — говорит Юрий Ирхин.

По его словам, даже такой известный маньяк, как Сергей Ткач (который признался в более чем 100 случаях изнасилований и убийств, а приговорен к пожизненному заключению за 37 доказанных эпизодов) — не является педофилом.

«Он точно не педофил, хотя изнасиловал и убил много девушек. Он маньяк, патосексуальний маньяк, некрофил, но педофилии там и близко нет. Спектр жертв его очень широк, он, можно сказать, универсальный извращенец», — говорит Ирхин.

Что делать?

Основная проблема, по мнению криминалистов — это значительно слабее влияние семьи на ребенка, чем это кажется, а также дистанцирование родителей от детей.

«Ребенок не находится постоянно рядом с родителями. Значительно более важную роль играет именно школа. Школа может отследить, куда ребенок идет, почему нет его на уроке, чем занимается после уроков. У нас принято ругать советскую макаренковскую систему, но она давала больше возможностей следить за досугом детей. И это важно. В отношении семьи, влияние ее не столь велико, особенно если родители очень заняты, а ребенок сам на улице неизвестно чем занимается», — говорит Руслан Сушко.

По его же словам, важным является фактор открытости в отношениях между родителями и детьми.

«Это не так легко, как может показаться. Очень часто дети откровенны с родителями о том, какую оценку получили, или кто их в школе ударил или они кого. А вот об интимных подробностях ребенок может молчать — чуть ли не до 30 лет … И родители не узнают. Откровенность и открытость крайне важны, без этого ребенок всегда будет для родителей «темной картой», — считает Сушко.

В то же время Юрий Ирхин говорит, что важен регулярный диалог родителей и детей.

«Нельзя сегодня или завтра с ребенком не говорить, а через неделю захотеть, чтобы она тебе доверилась. Ребенок с детства должен быть воспитан так, чтобы от родителей у нее не было секретов — не потому, что они тираны, а потому что они — лучшие друг и подружка. Именно это может помочь делу», — говорит Ирхин.

В то же время, криминалисты говорят, что одной из самых больших проблем, является закрытость традиционных общественных норм.

«Вот, например, в сельской местности или на мероприятии, которое более религиозный — статистика лучше. То есть, таких преступлений меньше. Но мы не знаем — возможно, просто там они через эти же стереотипы лучше скрываются?», — говорит Сушко.

Больше «совка» — больше преступлений

И напоследок — как выяснилось, эпицентр преступлений против сексуальной свободы ребенка в Украине находится не в Киеве и не в городах-миллионниках. А там, где осталось больше советскости — в «искусственных» городах, или в Крыму. По словам Руслана Сушко, именно там происходили наиболее значительные и вопиющие случаи насилия и изнасилований.

«Есть такой город в Запорожской области — Энергодар. Город советский, город атомщиков. Казалось бы, что такого, но там вытворяли — и сказать страшно что. Еще один странный регион — Крым. Там очень проблемная ситуация в этом вопросе. А во время сезона — это просто караул», — говорит Сушко.

Сергей Костеж

Источник: Народная Правда