Основатель «Универсальной инвестиционной группы», куда входит концерн «Галнафтогаз», включающий в себя сеть заправок OKKO, и ряд других компаний, Виталий Антонов любит говорить, что ведет прозрачный бизнес. Однако история создания и деятельности его компаний свидетельствует зачастую обратном.
Первое свое предприятие – компанию «Корат» — он создал вместе с супругой Натальей и другом детства Вадимом Вишневским еще в 1992 году. Очень скоро Антонов понял, что торговля нефтепродуктами может приносить сверхприбыли.
Поглощение в стиле 90-х.
В 1995 году Виталий Антонов создал топливную «Галнефтегаз». Эта компания появилась не на пустом месте, а благодаря незаконному поглощению предприятия «Львовнефтепродукт». Этот процесс осуществлялся через скупку акций рабочих.
Чтобы поглотить «Львовнефтепродукт» ее преобразовали в акционерное общество. Такое решение было принято на собрании акционеров. Примечательно, что вместо 15 тыс. владельцев акций на нем собралось лишь 18 человек. Несмотря на дальнейшие судебные процессы, компания «Львовнефтепродукт» все же была поглощена «Галнефтогазом», а Виталий Антонов остался на свободе.
Картельные сговоры ради сверхприбылей
Один из излюбленных приемов Виталия Антонова для получения дополнительных прибылей – искусственное завышение цен на топливо на заправках ОККО.
Так, в октябре 2016 года Антимонопольный комитет Украины сообщил, что ОККО совместно с несколькими другими сетями АЗС в период с 2013 по 2016 вступили в сговор и одновременно повышали цены на бензин.
АМКУ оштрафовал нефтетрейдеров на сумму в 204 миллионов гривен и обязал установить прозрачный механизма расчета цены горючего для розничной торговли.
Но даже такие действия АМКУ не вразумили Виталия Антонова – в 2017 году антимонополисты зафиксировали больше 10 ценовых случаев договорняка, где фигурировала сеть ОККО. В 2019 году по этому делу АЗС были оштрафованы на 77 млн грн.
Судя по всему, Виталию Антонову выгоднее нарушать закон «О защите экономической конкуренции» и платить штрафы, чем вести честную торговлю.
Манипуляция с тендерами
Еще одна «золотая жила» для Виталия Антонова – поставки топлива для госпредприятий.
Так, в 2016 году «ОККО – Бизнес Контракт» победила в тендере на поставку топлива для ГП «Международный аэропорт «Львов» им. Данила Галицкого». Ее предложение составило 2 939 160 грн. Единственный конкурент на тендере — «Подиллянафтозбут» — запросило немного большую сумму.
Что интересно, владельцем «Подиллянафтозбут» является не кто иной, как друг детства Виталия Антонова Вадим Вишневский.
О договорняке между этими компания в АМКУ заявили в 2017 году.
Еще один способ получить сверхприбыли – завысить цену уже после победы на тендере и договорится с руководство госпредприятия.
Так, в 2015 году Мининфраструктуры сообщило, что ГП «Международный аэропорт «Львов» им. Данила Галицкого» закупал топливо по завышенным ценам.
Как выяснилось, победитель тендера компания «Окко-бизнес контракт» обратилась с письмом о повышении цены, на основе чего был подписан дополнительный договор. Общая стоимость топлива была завышена на 20% по сравнению с первоначальной ценой.
Экономических оснований для повышения не было — сотрудники госпредприятия просто нарушили закон о государственных закупках.
Однако и на этом весь арсенал «бизнес стратегий» Виталия Антонова не исчерпывается.
Уклонение от уплаты налогов и «скрутки»
Не так давно журналисты «5 канала» со ссылкой на источники в Государственной налоговой службе сообщили, что «Универсальная инвестиционная группа» Виталия Антонова не выплатила в государственный бюджет около 2,5 млрд грн. При этом из бюджета компании, входящие в Холдинг Антонова, получили около 360 миллионов гривен возмещения НДС.
Для получения «черной» налички Антонов создал отдельную сеть АЗС – Chipo, которая продает топливо ниже рыночных цен. Выглядит это довольно смешно – пока ОККО всеми способами «борется» с конкурентами, требуя от них поднять цены на бензин, сам Антонов, через своих приближенных занимается торговлей «дешевкой». К примеру, в Кировоградской области сеть Chipo держит цены ниже самых последних «бодяжников».
Что показательно, возглавляет компанию Chipo не кто иной, как друг детства Антонова Вишневский. Он, когда нужно, может «сыграть» и в тендер, чтобы друг и партнер Антонов получил контракт. А так партнеры просто создали схему по «черной» обналичке своих сверхдоходов от теневых схем импорта топлива.
Лоббисты и псевдоэксперты
Для лоббизма своих интересов и медиа-войн с конкурентами компания OKKO Виталия Антонова содержит «карманную» Нефтегазовую ассоциацию Украины, а также выплачивает большие суммы консалтинговой компании «А-95».
Недавно в сеть попали финансовые документы по поступлениям средств на счет «А-95»:
- 2019-го на счета компании поступило 4,2 миллиона гривен, из которых 1,4 миллиона — от «Галнафтогаза» (сеть ОККО);
- в 2020 общая сумма поступлений — 4,6 млн грн, от «Галнафтогаза» — почти 1,3 млн гривен.
- еще один большой донор — Нефтегазовая ассоциация Украины, которая платит по меньшей мере 400 тысяч гривен ежемесячно на счет ЧП Куюн.
Сама Ассоциация официально является якобы неприбыльной и независимой организация. Но так выглядит только на бумаге. Инициатор создания НАУ и один из руководителей — Юрий Кучабский, вице-президент по коммерческим вопросам «Галнафтогаза».
По данным СМИ, Кучабский является исполнителем всех негласных поручений Антонова.
Недавно эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев сообщил, что Виталий Антонов передал 1 млн грн на развитие Киевской школы экономики.
«Именно президент Киевской школы экономики Тимофей Милованов является главным идеологом введения предельного уровня торговой надбавки к средней стоимости нефтепродуктов», — написал Рябцев.
Как известно, 14 мая 2021 Кабмин временно ввел предельные торговые надбавки (наценки) на топливо на период действия карантина. Это решение не устраивает OKKO.
И теперь Виталий Антонов рассчитывает, что после получения миллионной «взятки» Милованов изменит свою позицию и поможет ему в этом вопросе.
Типичный выходец-из 90-х
Оценивая все вышесказанное, Виталия Антонова сложно назвать современным бизнесменом, который получает прибыль за счет ценовой конкуренции, развития технологий и повышения уровня клиентских услуг. Это скорее выходец из 90-х, который ментально там и остался.
Заработать на простых людях за счет завышенных цен, вытянуть из бюджета заказы и уклонялся от налогов – фактически вот и вся «бизнес модель» Виталия Антонова.
Хотелось бы отдельно услышать позицию Европейского банка реконструкции и развития, который является одним из акционеров ОККО. Неужели крупные европейские инвесторы готовы поддерживать бизнес с таким сомнительным реноме?