Ежегодно несколько сотен украинцев получают кохлеарные импланты за счет средств налогоплательщиков. Что это такое? Для людей с полной глухотой это истинное спасение. Кохлеарный имплант вживляется под кожу, а внешний модуль, так называемый «языковой процессор» – обрабатывает звук и передает его через имплант в мозг по слуховому нерву. Но это дорого. Имплант и реабилитация вместе стоят как новый автомобиль. Поэтому в основном во всем мире установку кохлеарных имплантов спонсируют государства, а для пациентов и операции, и оборудование – бесплатные. В Украине тоже есть такая государственная программа. Сначала она была доступна только для детей, но с 2020 года слуховые протезы могут получить и взрослые. На бумаге все выглядело отлично, а вот в реальной жизни началось традиционное украинское мутилово.
За пару лет преимущественную монополию на этом рынке получила компания «Кинд интерслух Киев». Каждый год государство выделяет на эту программу около 300-400 миллионов гривен. Треть этих денег получает «Кинд интерслух Киев», но компания только продает оборудование, протезированием занимаются специализированные медицинские учреждения. В 2022 году Кинд получил только на поставках кохлеарных имплантов около 100 миллионов гривен. И официально показал 34 миллиона гривен чистой прибыли за весь 2022 год. Годом ранее «Кинд» имел 9 миллионов прибыли. То есть пока весь украинский бизнес едва тлел во время вторжения, эта контора каким-то загадочным образом сумела увеличить заработки в три раза, и продолжает расширять бизнес. В 2023 году они продали имплантов уже на 76 миллионов, а это только середина года. Есть, сколько выйдет к декабрю – 150 миллионов доходов от имплантов и 60 миллионов чистой прибыли? Откуда берутся такие сумасшедшие средства на благотворительной, казалось бы, программе?
Вот тендер конца 2021 года – государственный Институт отоларингологии имени Коломийченко закупает 50 комплектов оборудования для кохлеарной имплантации по 570 тысяч гривен без НДС, всего на 28 миллионов. В 2022 году тот же институт закупал у «Кинда» аналогичные системы уже по 668 тысяч гривен без НДС. А по последнему договору в июле 2023 те же системы стоят уже 773 тысячи. И на первый взгляд, все логично: Украина платит сейчас страшную цену за то, чтобы просто выжить, и инфляция – далеко не самый плохой из последствий полномасштабной войны. Но внезапно торговцев кохлеарными имплантами выводит на чистую воду государственное предприятие «Медицинские закупки Украины», вероятно, невольно. Осенью 2022 года Медзакупки объявили и успешно провели тендер по упрощенной процедуре для закупки кохлеарных имплантов. Покупают сразу 72 системы, больше чем когда-либо покупали украинские государственные учреждения за одно мероприятие. Побеждает на этом тендере «Кинд интерслух Киев» и поставляет комплекты той же австрийской компании MED-EL, которые уже несколько лет продает Институту имени Коломийченко. Но уже вдвое дешевле – 350 тысяч гривен без НДС! То есть можно было не за 773 купить?
Чем же так особенный «Кинд интерслух Киев»? Что дает компании возможность так нагло задирать ценник и избегать внимания правоохранительных органов, неустанно отслеживающих все государственные закупки? У конторы есть два владельца. Первый владелец – немецкая компания KIND GmbH & Co. KG Александер Кинда, его фамилия и дало имя бизнесу. Второй владелец – гражданин Грузии Иване Кеванишвили. Именно Кеванишвили по данным украинской информационно-аналитической системы YouControl имеет прямое решающее влияние в компании Кинд интерсух Киев.
Иване – сын известного грузинского отоларинголога, профессора Зураба Кеванишвили. «Мажор» по-нашему, Иване Зурабович и сам – директор клиники в Грузии, торговля имплантами – лишь часть его бизнеса. В Грузии у них с отцом есть еще один «Кинд» , там Иван просто директор, а владельцы – Кеванишвили-старший и тот же немецкий «Kind». Грузинский «Кинд» занимается тем же, что и украинский – продает кохлеарные импланты. А клиника Кеванишвили их устанавливает. В Грузии утверждают, что «в соответствии с западными нормами» кохлеарный имплант стоит до 50000 тысяч лари, то есть 700 тысяч гривен. В Украине «Кинд интерслух Киев» также продает импланты Института имени Коломийченко по 700 тысяч за комплект. Только вот на Западе это цена и за сам имплант, и за операцию, и за послеоперационную реабилитацию, а в Украине и Грузии – только за железо. При этом масштабы бизнеса грузинского «Кинда» в разы скромнее его украинского брата. Весь объем государственной программы в Грузии – 20 пациентов с конца 2021, а в Украине импланты ставят сотнями ежегодно.
Среди украинцев у Кеванишвили есть очень специфические партнеры. Возможно, в том и заключается секрет его успеха здесь. Совладельцем одной из его грузинских компаний, Jemedi LTD является гражданин Украины Николай Кузьма. «Кум Ива»– так называл Кеванишвили сам Кузьма, живая легенда украинского рынка государственных закупок. «Хочешь выиграть тендер, спроси Кузьму как» – да еще в 2009 году шутили о нем анонимные собеседники журнала «Фокус». Экс-помощник нардепов Раисы Богатыревой и Сергея Пашинского, чье имя фигурировало в десятках коррупционных скандалов за последние 20 лет, он до сих пор считается причастным к целой группе компаний, зарабатывающих миллиарды на рынке государственных медицинских закупок в Украине. Иван Кеванишвили о куме не забывает. Его основной бизнес – кохлеарные импланты, но иногда «Кинд интерслух Киев» выходит на совсем нехарактерные для него тендеры, например, на закупку томографов или линейных ускорителей. Там Кинд почти никогда не выигрывает, но с заказом подтанцовывает на торгах компаниям кума Кузьмы.
В Украине по меньшей мере 50 тысяч человек с тяжелыми поражениями слуха, и в результате их становится все больше, к сожалению. А Институт имени Коломийченко – главный центр помощи для них. То есть если бы кохлеарные импланты закупали по-честному, прооперированных могло бы быть не пятьсот, а тысяча, и военнослужащих тоже. Вдвое больше людей могли бы не стоять в очереди годами, а получить аппараты бесплатно! Маржа 50% – за пределом приличия. Такой разлет цен очевидно должен был бы заинтересовать Национальное антикоррупционное бюро. Ибо 600-700 тысяч кохлеарный имплант стоит тогда, когда человек ставит его себе сам, за свой счет. Еще раз – это стоимость и оборудования, и операции, и сопутствующего лечения – все вместе в единичном экземпляре, для конкретного человека. Когда оборудование покупают партиями по 30-50 штук, а операциями и лечением занимается государственный институт Коломийченко за отдельные деньги, это выглядит как коррупционная схема на десятки миллионов. И в ней, конечно, участвует не только «Кинд интерслух Киев», но и Институт тоже.
Вот так наша попытка разобраться в причинах появления монополии на рынке кохлеарных имплантов, раскрыла целое ухищрение из грузинских, немецких, словацких, украинских и даже российских бизнесов с сомнительными связями. Благопристойный на взгляд сын грузинского профессора оказался замешан в делах с «тендерной мафией» и сложных корпоративных сговорах. Обещаю, от некоторых схем – голова пойдет кругом! Так что дальше обязательно будет.