Председатель Комитета по вопросам информационной политики и информационной безопасности Национальной ассоциации адвокатов Украины широко известный в узких кругах адвокат Андрей Цыганков способствовал созданию вымышленных личностей (проще: изготовлению на незаконных основаниях паспортов Украины) для агента Федеральной службы безопасности России. Выполнив все возложенные на него задачи, агент безболезненно выехал из Украины по фейковым документам, а адвокат продожает беспрепятственно ходить по улицам столицы.
По экспертным оценкам, в Украине до начала большой войны могло работать от 50 до 100 тыс. агентов ФСБ и других российских спецслужб. Речь идет не только о кадровых офицерах, но и о “спящих” завербованных гражданах, которые в критический момент стали наводчиками ракет. Разнообразные “общества имени Пушкина”, церкви Московского патриархата, историко-патриотические кружки – это только вершина айсберга. Тысячи “репатриировавшихся” в Украину после 2014 года россиян, которые не отказались от своего реального гражданства, за десять лет войны плотно интегрировались в украинское общество.
Один из таких агентов – человек, который получил как минимум 2 паспорта (внутренний и для поездок за границу) на имя Дмитрий Викторович Романовский 1969 года рождения (Черниговка Запорожской области), и как минимум 5 паспортов (2 внутренних и 3 для выезда за границу) на имя Олег Иванович Громов 1964 года рождения (Донецкая область и Киев). Все документы выдавались после 2014 года – до этого Громов-Романовский (возможно, оба имени вымышленные) проживал в России и был кадровым офицером ФСБ. И, по всей видимости, продолжил им оставаться.
Как стало известно из материалов уголовного производства, которое открыто одним из правоохранительных органов, легендированной задачей агента была интеграция в столичную элиту с целью налаживания контактов и поиска потенциальных объектов для будущей вербовки. Особенностью задачи было искать людей извне “пророссийской тусовки”. То есть не депутатов и спонсоров бывшей Партии регионов и не прихожан Московского патриархата, а нейтральных предпринимателей и чиновников, которые не вызвали бы подозрения, и, возможно, сами бы не догадались о вербовке.
Для того, чтобы создать максимально правдоподобную историю, агент был впервые “вброшен” в Украину через территорию боевых действий на Донбассе. Он продавал себя как “экс-сотрудник спецслужб, который вдруг осознал свою украинскую идентичность”. В 2015 году он получил украинский паспорт – в Запорожской области на фамилию Романовский. Процедура оформления гражданства при этом так и не была завершена. Второй паспорт на фамилию “Громов” был якобы выдан ему в 1998 году Петровским райотделом УМВД в Донецке. Но проверить это невозможно, поскольку с 2014 года город пребывает под контролем пророссийских террористов. Именно на основании этого паспорта “Громов” получал документы в столичных органах миграционной службы, когда перебрался в Киев и обосновался здесь.
ФОТО выписок паспортов
С паспортами ему помогал известный в узких кругах скандальный адвокат Андрей Цыганков. Сегодня он возглавляет Комитет по вопросам информационной политики и информационной безопасности Национальной ассоциации адвокатов Украины, а ранее был главой комитета по этике в этой же ассоциации. Об “этичности” этого адвоката можно судить по списку его клиентов: мэр Харькова Геннадий Кернес, обвиненный в похищении людей с харьковского Евромайдана, экс-нардеп Александр Онищенко, которого обвинили в разворовывании 3 млрд грн на природных ресурсах (Цыганков был соучастником дела, по данным НАБУ, а сам Онищенко заявлял, що адвокат просто “слил” материалы адвокатской тайны правоохранителям). Цыганков также вел дело скандального экс-главы Фонда госимущества Дмитрия Сенниченко (точнее, одного из его партнеров), который высасывал из государства деньги “ниже ватерлинии”. Кроме того, Цыганков известен также причастностью к скандальному “батальйону Архангела Михаила”, через который отмывал деньги Егор Левченко, известный по кличке “мексиканец” – автор и инициатор кампании “поймай барыгу получи деньги” по поимке наркоторговцев.
По одной из версий, Цыганкова в распоряжение Громова-Романовского предоставили структуры Медведчука. Адвоката не раз обвиняли в его связях с пророссийскими силами. Например, сейчас он продолжает защищать одного из наиболее одиозных политиков экс-нардепа-регионала Владимира Продивуса в его конфликте с Федерацией бокса Украины. Не говоря уже о том, что Цыганкова даже арестовывали за шпионаж в пользу России по подозрению от СБУ. По другой версии, российский агент нашел адвоката буквально “по объявлению”. Но в такие совпадения верится с трудом. Тем более, что с тех пор Цыганков “под ключ” сопровождает новоиспеченного “украинского гражданина”.
Ориентировочно в 2016-17 году легенда стала “обростать” новыми подробностями, который должны были усилить доверие среди потенциальных жертв агента: он “женился”. Пишем в кавычках, потому что в данном случае невозможно определить, являлся ли брак фиктивным. Избранницей Громова-Романовского стала мелкая предпринимательница из Боярки Вита Дмитриевна Ефимчук. У Виты, которая занималась бухгалтерским учетом как ФОП и до Олега-Дмитрия дела шли неплохо: квартира и гараж в Боярке, Mini Cooper на стоянке. Но после встречи с суженным наследником Дзержинского все стало еще круче: к собственности добавилось участок и дом в элитной Ходосовке, а также Land Rover. Забегая наперед, стоит отметить, что перед тем, как свернуть все дела в Украине и выехать в Европу, Громов-Романовский переписал это жилье на свою “тещу” Галину Ивановну Сироту.
Вита Ефимчук и Громов-Романовский. Фото из удаленного профиля ВКонтакте
Постепенно круг знакомств расширялся – в него стали входить народные депутаты, чиновники первого эшелона, судьи, видные предприниматели, которые влияют на принятие решений. Никого не смущало появление изниоткуда человека без определенных объяснимых доходов, который жил на широкую ногу, но при этом параноидально беспокоился о собственной безопасности.
Согласно материалам уголовного производства, миссия Громова-Романовского во время полномасштабного вторжения России в Украину стала еще более важной для ФСБ. Ведь можно было не только скрыто вербовать представителей определенных кругов, но и оперативно фиксировать реакцию в высших эшелонах на те или иные действия со стороны России во время атак на столицу, ковровых бомбардировок энергоинфраструктуры и т. д. Однако “рука дрогнула”: всю жизнь транжиря казенные деньги, агент вдруг решил, что наступило время “пожить для себя”. И решил сыграть в самостоятельную игру, выбрав несколько коммерчески привлекательных граждан из числа своих близких и давно охмуряемых знакомых. В результате была сорвана операция по вербовке нескольких высокопоставленных чиновников и из Москвы поступила команда быстро ретироваться.
Сейчас правоохранительные органы Украины, которые успели задокументировать часть разговоров и действий агента ФСБ перед “вскрытием” уже готовят ордера о его заочном аресте и объявлении в международный розыск. Его украинские паспорта аннулированы (но сколько еще гражданств обеспечила ему российская спецслужба – неизвестно). В Украине же остается пособник Громова-Романовского – адвокат Андрей Цыганков, который продолжает пользоваться уважением коллег и возглавлять один из ключевых комитетов органа самоуправления адвокатского сообщества. Возможно, как и в деле Онищенко, адвокат является не просто защитником и представителем интересов – но и соучастником, и возможно даже партнером если не в прямой вербовке в интересах ФСБ, то как минимум в “сводничестве” с нужными людьм и подделке важнейших документов.
Судя по всему, в отличие от своего клиента, который ретировался за границу, Цыганков достаточно уверенно чувствует себя в Украине, прикрываясь статусом военнослужащего в одном из добровольческих формирований. Но не скрывается ли за показным патриотизмом желание просто заработать денег на связях с представителями спецслужбы агрессора? Это вопрос к руководству и дисциплинарной комиссии НААУ, а также к Службе безопасности Украины.