Василий Шуляр: «Цифровое образование для детей прифронтовых регионов нужно и важно»

Василий Шуляр: «Цифровое образование для детей прифронтовых регионов нужно и важно»
Автор Желізняк Олександр в Новости/Публикации/Социальная правда

Для всей системы украинского образования война стала периодом сложнейших испытаний. По данным Министерства образования и науки Украины, 3798 учебных заведений пострадали от бомбардировок и обстрелов, 365 из них разрушены полностью. Миллионам украинцам пришлось уехать, среди которых дети, педагоги. Учебные заведения, продолжившие свою деятельность в прифронтовых областях, столкнулись с большим количеством вызовов. Участники учебного процесса вынуждены приспосабливаться к непредсказуемым условиям и нестабильности. Психоэмоциональное состояние учащихся и учителей ухудшается из-за стресса, страха и неопределенности.

С целью улучшить обучение, социально-эмоциональное развитие и психическое здоровье младших школьников в сельской местности восточных регионов в Украине БО “100% життя” (Facebook)  в партнерстве с  ОО “Українська посмішка” при поддержке Гуманитарного фонда для Украины (About the Ukraine Humanitarian Fund | OCHA (unocha.org) реализуют проект «Налаживание знаний, социально-эмоциональное развитие и психологическая поддержка учащихся 1–4 классов» О внедрении проекта на территории Николаевской области рассказал Василий Шуляр, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики языково-литературного и художественно-эстетического образования, директор Николаевского института последипломного педагогического образования, заслуженный учитель Украины.

Василий Шуляр: «Цифровое образование для детей прифронтовых регионов нужно и важно»

Полномасштабная война ухудшила доступ к образованию, усугубила существующие образовательные проблемы, негативно повлияла на качество образовательного процесса и успешность, а также отразилась на психоэмоциональном состоянии  детей.  Назовите основные вызовы, возникшие перед образованием в условиях войны.

-Видимо, никто в Украине сейчас не скажет, что мы работаем в штатном режиме. Пережив период COVID-19, мы приобрели определенные образовательные навыки процесса дистанционно. Тогда это было недостатком, а с началом войны стало значительным преимуществом. Мы получили цифровые навыки использования различных платформ, приложений, методик, технологий, средств в дистанционном и смешанном формате. Несмотря на сложную ситуацию в Украине коллектив нашего института в штатном режиме предоставлял образовательные услуги. Естественно, важным вопросом является качество предоставления образовательных услуг. Как бы мы ни старались, какие бы усилия не прилагали, качество занятий в смешанном формате безусловно не лучше. Не было той коммуникации вживую, которая происходила в аудитории или классах. Кроме этого, организацию образовательного процесса осложнял разный уровень цифровой грамотности педагогов и отсутствие мощного интернета в местах, удаленных от областного центра. Область частично находилась в оккупации под активными боевыми действиями. Сложно было, когда возникли проблемы с электроснабжением. Не все учебные заведения имели альтернативные варианты. Это тоже выбивало из нормального образовательного процесса. Но, несмотря на вышеупомянутые вызовы, мы нашли выход: записывали занятия, которые проводили синхронно; имея хорошую техническую базу в центре цифрового образования и медиа культуры, записывали постановочные занятия, где пытались через ряд коротких медиатекстов раскрыть все вопросы. Материалы размещались на платформе, и соискатели образования могли либо просмотреть запись проведенного занятия или студийные занятия, либо прочитать материалы и выполнить задачи, которые предусматривались для того, чтобы приобрести те или иные навыки, получить профессиональное развитие.

Василий Шуляр: «Цифровое образование для детей прифронтовых регионов нужно и важно»

С особым трудом сталкиваются школы, которые находятся в сельской местности в прифронтовых областях. Одной из главных проблем является удаленность и отсутствие доступа к необходимым ресурсам. В таких районах дети часто имеют ограниченный доступ к качественным учебным материалам. С целью решить эти проблемы в Украине запустили проект «Налаживание знаний, социально-эмоциональное развитие и психологическая поддержка учащихся 1–4 классов». На сколько этот проект важен для Николаевской области?

Для Николаевщины – это один из самых актуальных проектов. Цифровое образование для детей прифронтовых регионов требуется и важно. Формирование цифровых навыков является длительным процессом, и, пожалуй, пожизненным, потому что постоянно развивается и совершенствуется техника. Так как в области часть районов была в оккупации, а часть под активными боевыми действиями, некоторые учебные закрытия закрылись, или же были разрушены. Тем не менее, мы можем организовать даже в неприспособленных помещениях использование цифровых ресурсов. Очень важно, что он охватывает базовые предметы и отслеживает ментальное здоровье учащихся. Ведь сейчас мы все живем и будем дальше работать в травмированном обществе и с травмированными участниками учебного процесса. При использовании учебника eKidz.eu очень легко получать информацию, осуществлять проверку, самопроверку; представлено большое количество задач, учтены даже эстетические моменты, чтобы у ребенка был мотив дальше развиваться.

Василий Шуляр: «Цифровое образование для детей прифронтовых регионов нужно и важно»

Каково восприятие цифрового учебника среди педагогов и учащихся?

Подавляющее большинство очень положительно отзываются и готовы к внедрению цифрового учебника. Некоторые, конечно, волнуются, что это будет дополнительная нагрузка, что нужно будет выходить из зоны комфорта, отказаться от традиционных методов и приемов или тех методов, которые уже использовались. Кто-то беспокоится, как мы будем использовать цифровой учебник, если начнутся перебои с электроэнергией. Мы со своей стороны пытаемся объяснить, поддержать и заверить, что мы их не оставим наедине, что будет оказываться необходимая поддержка и со стороны института, и со стороны партнеров, с которыми мы сотрудничаем. К участию в проекте откликнулось очень много заведений. Нам нужно отобрать определенное количество. Ведь очень важно, чтобы продукт активно использовался, а не только поставлена ​​галочка для отчетности.

Как цифровые учебники изменяют процесс обучения?

Лично я критически отношусь к цифровым учебникам, потому что предпочитаю бумажные источники. Но когда вижу цифровой учебник, имеющий художественную изюминку в дизайнерском оформлении, меня это поражает. Когда я наблюдаю за молодежью, молодыми преподавателями, школьниками, я вижу, как они легко переходят на использование цифровым учебником, и что для них это не помеха, а наоборот, преимущество. Конечно, меня радует, что молодое поколение помимо электронных книг продолжает покупать и читать бумажные издания. Поэтому очень важно сегодня сочетание бумажных книг и цифровых инструментов. Я считаю, что каждый должен сам сделать выбор, каким средством ему пользоваться, какие цифровые навыки ему приобрести, чтобы быть современным, легко получать информацию или получать какую-либо услугу, используя то или иное приложение. Впрочем, по моему убеждению, использование цифровых инструментов и печатных учебников будет происходить параллельно. Помню, когда была тенденция заменить библиотеки на медиатеки, я своих педагогов просил: оставьте вывеску «библиотека», а уже в последней создавайте медиатеки. Пусть традиционное вечное сочетается с современным.

Какие основные преимущества цифрового учебника?

У меня есть стратегия, с помощью которой я стараюсь демонстрировать традиционно инновационные средства. Она называется ноосферноэкологическая. Одной из составляющих этой стратегии является использование различных каналов получения информации Если раньше внимание учащегося удерживалось 12 секунд, то сейчас 8 секунд. Это касается школьников, которые пошли в новую украинскую школу. Поэтому важно, насколько курс разработан с учетом этого элемента, чтобы активизировать внимание ребенка, увлечь его и попасть в зону активного восприятия информации. Безусловно, бумажная книга этой миссии выполнить не сможет, а цифровая – да. Ведь в eKidz.eu есть различные приложения, элементы, которые что-то визуализируют и аудируют. А для современного поколения очень важна визуализация разных процессов. К примеру, учебник по английскому языку не может все эти аспекты реализовать, а цифровой – легко. Может записать твое произношение, потом можно его прослушать несколько раз. Осуществление контроля и самоконтроля за приобретенными навыками традиционный учебник выполнить не может, а цифровой – без проблем. Это – основное преимущество. Хранение информации, ее поиск, навигация цифрового и традиционного учебников разная. Учащиеся довольно быстро ориентируются, находят информацию в цифровых ресурсах, а в бумажных могут даже теряться. Бумажный учебник не получается оптимизировать, чтобы захватить ученика, все равно перенасыщение визуальными картинками, да еще и в искаженном варианте. В цифровом учебнике, безусловно, эти моменты отсутствуют.

Чтобы учителя легко и быстро освоили цифровой учебник, для них регулярно в рамках проекта проводятся тренинги. Тренинги включают несколько модулей: цифровой учебник для наслаждения знаний украинского языка, методика социально-эмоционального развития учащихся средствами цифрового учебника, психологическое сопровождение учащихся на уроке с использованием цифрового учебника. Как учителя реагируют на такие тренинги?

Большинство с большим интересом к этому относится, оставляют положительные отзывы о важности проведения учебы. Сначала говорилось о 15-17 учебных заведениях, но я убедил, что для региона нужно 30. Мы уделяли значительное внимание отбору учебных заведений, которые уже были готовы к использованию новых цифровых средств. Но и здесь мы видели страх и растерянность. Впрочем, это нормальное явление. Что-то новое всегда вызывает сомнения, прежде всего в себе: смогу ли я это реализовать, как это будет работать в организации, когда будут обстрелы или выключат свет, а я не смогу обеспечить предполагаемый результат. Конечно, с учителями работает мощная команда психологов по подготовке к адаптации к внедрению новых технологий. Психологический аспект очень важен. Ибо, когда внедряли государственный стандарт начальной школы, психологический аспект не учитывался. Мы говорили министерцы, что не может происходить внедрение реформы без поддержки психолога. Поэтому при отборе учебных заведений мы смотрели насколько директор готов, есть ли у него учителя, прошедшие определенные этапы цифровой грамотности, есть ли психолог и насколько он готов проводить адаптацию к внедрению цифрового ресурса и отслеживать влияние внедрения ресурса на ментальное здоровье ребенка вообще. 

Как мотивировать учащихся и учителей использовать этот цифровой ресурс? 

Лучше всего это делать на собственном примере. Я сам учусь и демонстрирую свои навыки и таким образом мотивирую коллектив. Между совершенствованием нет, ты сам совершенствуешь процесс и приобретаешь новые навыки.

Современные технологии и средства постоянно развиваются и претворяются в жизнь. Поэтому мы, педагоги, не имеем права стоять в стороне. Наша задача – думать, как привлечь как можно более широкую аудиторию для приобретения тех или иных навыков.

Разговаривала Оксана Щирба

Источник: Народная Правда